ГК "Нева Милк" планирует начать экспорт сыра "Сиртаки" на Ближний Восток, в Китай и США

Автор фото: Ермохин Сергей
Сыр "Сиртаки". Работа предприятия "Невские сыры".

ГК "Нева Милк", занимающая 5% российского рынка сыра, планирует в 2019–2020 годах начать экспорт продукции под брендом "Сиртаки" на Ближний Восток, в Китай и США.

Группа компаний "Нева Милк" (ТМ "Тысяча озер", "Город сыра" и др.) через 1,5 года планирует начать экспортные поставки сыра "Сиртаки" в Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Китай и США. В этих странах компания уже зарегистрировала свой бренд. Инвестиции в продвижение продукции на зарубежных рынках составят примерно $1 млн.

"Сиртаки" всем понятен

Как рассказал "ДП" совладелец ГК "Нева Милк" Альберт Суфияров, Ближний Восток, Китай и США — это те рынки, которые для российских производителей открыты. В Европе торговать нельзя из–за санкций, а в Африке — низкий платежеспособный спрос. На экспорт будет поставляться только сыр "Сиртаки". Альберт Суфияров объясняет свой выбор тем, что этот бренд очень удобен с точки зрения написания латиницей: название будет понятно иностранцам. Кроме того, у этого продукта долгий срок хранения, что важно для экспорта.
В следующем году "Нева Милк" намерена участвовать в крупных зарубежных выставках, чтобы заявить о себе как о производителе. В настоящее время компания ищет каналы сбыта за рубежом и ведет переговоры с несколькими компаниями, особенно активно сейчас идут переговоры с китайскими дистрибьюторами.

Началось с Белоруссии

ГК "Нева Милк" всерьез занялась экспортом в 2016 году. Первые поставки марочного сыра (80% — это сыр "Сиртаки") компания начала в Белоруссию.
"В Белоруссии санкций нет и много сыров из Европы. Так почему бы и нам не привезти туда свой сыр в хорошей красивой упаковке? Еще мы поставляем продукцию в Казахстан, Азербайджан и другие страны ближнего зарубежья", — говорит Альберт Суфияров. Бизнесмен отмечает, что в Белоруссию он поставляет только марочные сыры, а не no name, иначе невозможно конкурировать по цене с местными игроками, имеющими сильную господдержку. В настоящее время объем экспорта составляет 3% от производимых компанией 30 тыс. т сыра и масла. Насколько вырастет объем экспорта с выходом на Ближний Восток, в Китай и США, в компании затруднились ответить. Но первая поставка будет не менее 20 тонн.
Вице–президент одного из крупнейших производителей сыра "Arla Foods Россия" Михаил Ляско скептически относится к экспортному направлению. "Я не вижу экономического смысла поставлять российские сыры на экспорт. На всех рынках, которые есть вокруг России, представлены сильные мировые производители. Российская продукция no name не сможет по цене конкурировать, у наших сыров и так низкая маржа, а для вывода на зарубежные рынки марочных сыров нужны огромные маркетинговые бюджеты, а это десятки миллионов евро в инфраструктуру продаж. Но вывод отдельных нишевых продуктов, таких, например, как сыр "Сиртаки", возможен", — говорит Михаил Ляско.

Сыр сжался

Российский рынок сыра последние несколько лет переживает сильные изменения. В период эмбарго рынок сыра сжался примерно на 15% — с 700 тыс. до 600 тыс. тонн. На 15% сократился и объем импорта сыра. В первые 2 года действия эмбарго в России инвесторы стали активно вкладываться в расширение производственных мощностей и создание новых. Однако из–за падения покупательского спроса число инвестпроектов стало снижаться. На экспорт поставлять сыры решаются немногие производители: доля экспорта российских сыров — около 1%.