Петербургским миллиардерам приходится самим строить базы отдыха высокого уровня в Ленобласти и Карелии

Недостаток баз отдыха высокого уровня в Ленинградской области и Карелии заставляет петербургских миллиардеров строить их самостоятельно, чтобы обеспечить комфортный отдых своим семьям.

Петербургские миллиардеры активно инвестируют в строительство баз отдыха и отелей в Ленобласти и соседней Карелии. Спрос на такие проекты растет на 5% в год. Но предложение отстает, поскольку в регионе нет профессиональных девелоперов, развивающих этот формат. Вложения в турбазы окупаются десятилетиями.
Для состоятельных людей загородные проекты — это не столько бизнес, сколько возможность проявить свою индивидуальность и создать условия для комфортного отдыха собственных семей, говорят эксперты.
В Петербурге формируется новый сегмент рекреационной недвижимости, предназначенной для загородного отдыха выходного дня. Названия и четкой классификации у этого него пока нет. Но потребность в систематизации уже назрела, поскольку "дачи на уик–энд" пользуются спросом.
Основные игроки этого пока еще узкого рынка — девелоперы. Причем, как правило, это их семейный, а не корпоративный бизнес. В Ленобласти уже насчитывается десяток таких проектов (см. "Загородные базы отдыха..."), большинство из них были запущены инвесторами еще в середине нулевых. Тогда на фоне бурного развития экономики (особенно рынка недвижимости — в 2006 году цены на жилье в Петербурге выросли вдвое) у многих бизнесменов возникли сверхдоходы и появилась необходимость сохранить капиталы. Для вложений они выбрали самый понятный для себя актив — землю. Но решили совместить приятное с полезным, построив там не дома на продажу, а рекреационные объекты для души. Однако в последние 2 года собственники стали энергично продвигать эти проекты на рынке.
"В городе много людей, которые хотят выезжать на выходные на дачу и отдыхать на природе. Но собственных дач у них нет. Зато есть деньги для аренды таких домиков на несколько дней. И спрос с их стороны растет", — говорит бывший совладелец "Группы ЛСР" Георгий Богачев. По его словам, этот сегмент нуждается в классификации и грамотном продвижении, поскольку и клиенты не ориентируются в этом рынке, и собственники лишены возможности цивилизованно позиционировать свой продукт.
У семьи Георгия Богачева в собственности две базы отдыха в Ленобласти: "Илоранта" под Выборгом и "Самая Ладога" в Приозерском районе. По его словам, это классический семейный бизнес, поскольку доходность его небольшая. "Можно было бы выжимать из этого дела все соки, чтобы повысить прибыль. Но тогда страдало бы качество. Мы пошли по другому пути, поскольку на "Илоранте" постоянно живет наша семья. Для такой концепции качество важнее денег", — говорит Георгий Богачев.

Для души и не только

Другие участники рынка подтверждают, что их рекреационный бизнес иногда рождался как проект для души.
По такому принципу в 2005 году создал в Карелии свою турбазу "Черные камни" совладелец "Адаманта" Игорь Лейтис. Проект на участке 30 га обошелся в 1 млрд рублей. В 2011 году на территории турбазы он открыл "Зоо Грин Парк" — самый большой в Карелии зоопарк копытных животных и птиц.
Так же "для души и собственной семьи" совладелец "Максидома" Александр Евневич построил в 2008 году на берегу озера Красавица поселок Лесная рапсодия. В проект было вложено 850 млн рублей. Но приносить прибыль он начал только в 2014 году, после запуска гостиницы и спа.
У семьи совладельцев компании "Унисто–Петросталь" Владимира Оксмана и его зятя Арсения Васильева три рекреационных проекта в Ленобласти: отель–сад Michur Inn в Мичуринском, рыболовный курорт "Рыбацкий хутор" на озере Монетка и парк активного отдыха "ЛосевоДа" в Лосево.
"Мы развиваем базы отдыха более 5 лет. Для создания качественного продукта в этой сфере необходимы вложения от 50 млн рублей. Окупаться они могут более 10 лет. Но срок зависит от качества операционного управления", — говорит Арсений Васильев. Он подтвердил, что это бизнес для души. "Финансово он не так надежен, как другие наши проекты. Но спрос на эту сферу существует. Внутренний отдых — в пределах страны — довольно востребован", — говорит Арсений Васильев.
Семейные обстоятельства — не единственная причина, побуждающая состоятельных людей инвестировать в загородные проекты.
Совладелец КЦ "Питер" Николай Пономарев сообщил, что решил попробовать свои силы в создании базы отдыха в 2012 году, потому что в его распоряжении был подходящий участок площадью 30 га на берегу озера Длинного. Бизнесмен вложил в проект "Ильичево" более 300 млн рублей. "Но окупаются вложения долго. Спрос сезонный", — говорит Николай Пономарев.
Собственник "ЭГО Холдинга" Александр Кашин переделал под базу отдыха "Озеро Зеркальное" старый советский санаторий. Сегодня эта база ориентирована на спортивный и корпоративный отдых. В частности, здесь проходят сборы женской волейбольной команды "Ленинградка", которую поддерживает бизнесмен.
У совладельцев Строительного треста Евгения Резвова и Беслана Берсирова есть небольшая база отдыха "Аврора–Клуб" под Зеленогорском. Она была открыта в 2007 году, сейчас ее дополняют спа–комплексом с аквацентром и инфраструктурой для приема корпоративных гостей. "В загородных проектах с развитой инфраструктурой доход от дополнительных функций составляет 40% общего объема", — уточняют эксперты компании Rusland SP.
Интересуется рекреационным бизнесом и глава Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. Он сообщил "ДП", что владеет долей в новом проекте курорта–водолечебницы "Гатчина Гарденс". "Но проект очень большой и рассчитан лет на двенадцать. Сейчас трудно сказать, останусь ли я в нем после окончания строительства", — говорит он.

Задел на старость

По данным Knight Frank SPb, рынок загородных рекреационных объектов в Ленобласти насчитывает 280 лотов (71% из них находятся на севере области). За последние 6–7 лет число таких проектов увеличилось на 33%, говорят эксперты.
"Для состоятельных людей проекты турбаз, как правило, не бизнес. Они нужны для самовыражения и для того, чтобы было куда съездить на отдых с друзьями, похвастаться. Лучшие по качеству проекты так и получаются. Но не факт, что они имеют высокую доходность", — говорит гендиректор Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков.
"Окупаемость таких инвестиций обычно более 10 лет. Но как вложения "на пенсию" они вполне оправданы, поскольку создают устойчивый поток денежных средств. Кроме того, в таких проектах девелоперам удается совместить профессиональную компетенцию с личной потребностью в хорошем месте отдыха для семьи. Это и привлекает", — добавляет Александр Батушанский, управляющий партнер группы "Решение".
"Беда в том, что, начиная такие проекты, инвесторы редко принимают во внимание фактор конкуренции и проблему сезонности спроса. Просто у них есть земля, к которой они привязаны юридически или личной симпатией. Поэтому на рынок часто выходит неликвидный продукт. Но в последнее время инвесторы все чаще привлекают на такие проекты профессиональных управляющих, которые раскрывают их потенциал", — добавляют эксперты JLL.
"Число действующих турбаз в Ленобласти за 10 лет значительно выросло. Развитие этого бизнеса стимулируется за счет того, что продолжают снижаться доходы населения. Раньше люди ездили отдыхать за границу. А теперь переориентировались на внутренний рынок", — говорит руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group Александр Кириятских.

Спрос растет

Загрузка загородных отелей за прошлый год выросла примерно на 5% и достигла 70% в высокий сезон и 40% — в низкий, подсчитали эксперты Rusland SP.
Специалисты говорят, что это связано в первую очередь с перераспределением спроса с городского гостиничного рынка на загородный.
"В высокий сезон мест в городских отелях на всех желающих не хватает. Поэтому нередко туристические группы размещаются в загородных отелях, расположенных не более чем в 40 минутах езды от центра города", — говорит руководитель направления гостиничной недвижимости Rusland SP Анна Панова.
Вторая причина — рост внутреннего туризма. За прошлый год Ленобласть посетили 3,1 млн туристов, что на 10% больше, чем годом ранее. Правда, в этом году ситуация изменилась. В связи с продолжающимся падением доходов населения и открытием привычных для россиян курортных маршрутов в Турцию спрос на внутренний туризм упал, отмечают в Ассоциации туроператоров России.
Это подтверждают и собственники туристических баз Ленобласти.
"В 2015 году, после девальвации рубля, доходы населения резко сократились, и люди вместо заграничных путешествий стали ездить по России. Но падение доходов продолжилось. И для многих даже внутренний туризм стал недоступен. Однако позволить себе загородный отдых в выходные и праздники они все еще могут. И мы их ждем", — говорит Георгий Богачев.
"Для развития рекреационным проектам нужна поддержка властей региона. Особенно в вопросах создания инфраструктуры и календаря событий, который может привлечь туриста. В этом плане Ленобласти еще есть над чем работать", — заключил Арсений Васильев.
Я сам всегда с удовольствием отдыхаю в Карелии, люблю охоту, рыбалку. В свое время купил там много сельхозугодий — 250 га, построил ферму, начал разводить кабанов и оленей. Затем уже хобби переросло в бизнес, но все равно можно сказать, что это проект для души. Однако не только: отдых в Карелии пользуется спросом, посещаемость базы растет. Особенно после открытия там зоопарка животных и птиц, в том числе редких, занесенных в Красную книгу. Планируемый срок окупаемости проекта — 30 лет. Но другие проекты такого формата я развивать не планирую.
Игорь Лейтис
совладелец ХК "Адамант"
Сегодня многие частные инвесторы и компании, не имеющие отношения к девелопменту, пробуют силы в сегменте загородного отдыха. Он не обещает быстрой отдачи, но способен генерировать небольшую постоянную прибыль с хорошей перспективой роста, срок окупаемости — 10–12 лет. Число отдыхающих ежегодно растет на 10–20%. Например, IT–компании устраивают на загородных базах конференции, семинары и бизнес–тренинги. Для нас же загородный курорт — это в первую очередь не источник дохода, а материальный и имиджевый актив.
Андрей Паньков
директор загородного курорта "Аврора–Клуб"
Сейчас наша турбаза "Лесная рапсодия" — операционно безубыточный бизнес. Текущая прибыль проекта составляет 4%, окупаемость — около 30 лет. Так что, если хочется быстрой окупаемости инвестиций, лучше положить деньги в банк на депозит. Но проект создавался не для окупаемости, а для того, чтобы обеспечить нашей большой семье комфортный отдых в Ленобласти. Кстати, спрос со стороны гостей стабилен. Обычно это семьи с детьми. Но иногда бывают особые обстоятельства: сейчас наш проект рассматривают сборные Бразилии и Англии в качестве места проживания на ЧМ по футболу.
Мария Евневич
член совета директоров "Максидома"