"ДП" разбирался, кто и что потеряет от идеи властей обложить налогом интернет–покупки из–за рубежа от 20 евро

Российские власти готовы обложить налогом интернет–покупки из–за рубежа стоимостью от 20 евро. "ДП" разобрался, кто и что потеряет, если это намерение воплотится.

На днях стало известно, что в проекте федерального бюджета на 2018–2020 годы заложено снижение нормы беспошлинного ввоза товаров через международные почтовые службы — с 1 тыс. до 20 евро. Более того, в бюджете запланирована сумма доходов от нововведения: оно должно принести 30 млрд рублей во втором полугодии 2018 года, а в последующие 2 года — по 60 млрд рублей. Однако эксперты уверены, что никакая это не золотая жила для бюджета. Более того, есть мнение, что это нововведение не выгодно вообще никому.
Государству невыгодно, потому что оно потратит на инфраструктуру взимания пошлин (ее создание и поддержание) больше средств, чем получит доходов. Потребителям невыгодно, потому что они будут покупать дороже и с дополнительными неудобствами. Перевозчикам (кроме "Почты России") невыгодно, потому что, как ожидается, "Почту России" сделают таможенным представителем россиян, и это может создать условия, когда ею пользоваться будет удобнее, чем другими международными службами доставки. Правда, и самой "Почте России" не очень выгодно, потому что для нее это дополнительная морока, а доля на рынке доставки из–за рубежа у нее и так огромная.
И самое парадоксальное: не факт, что это выгодно российским ретейлерам, которые представлены в онлайне, — а именно они лоббируют подобные инициативы. В разных исследованиях и высказываниях отдельных ретейлеров неоднократно мелькало: именно через дешевые "двухдолларовые" покупки с Aliexpress россияне привыкают к интернет–шопингу и потом уже решаются на большие покупки в отечественных интернет–магазинах. То есть трансграничная торговля подкидывает угля в топку онлайн–ретейла.
Впрочем, последний тезис самый спорный. Есть ретейлеры, ассортимент у которых хорошо представлен на Aliexpress. И вот им преимущества очень нужны. Но круг тут небольшой. Гендиректор OZON.RU Дэнни Перекальски говорил в интервью "ДП", что есть только две группы товаров, по которым китайские онлайн–магазины могут однозначно конкурировать с нашими: дешевая электроника, включая аксессуары, и небрендированная одежда.

Чем это грозит

Разговоры о том, чтобы снизить порог беспошлинного ввоза, периодически возникают с осени 2013 года. В последнее время больше обсуждали альтернативное предложение — введение так называемого налога на Aliexpress, то есть взимание НДС с покупок в иностранных магазинах. И ту и другую идею активно поддерживают в Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ), где особенно выделяются голоса сетей "М.видео" и "220 Вольт". Причем в АКИТ предлагали снизить порог беспошлинной торговли до нуля, потому что в любом ином случае, считают там, продавец будет указывать на посылке стоимость товара, ровно укладывающуюся в нужное значение. Оппозицию АКИТ в этом вопросе представляет Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ), куда входят службы доставки.
Один из важнейших стоп–моментов при воплощении идеи — кто и как будет отсматривать товары, выставлять счета, взимать налоги. Нужна инфраструктура, а ее нет. В 2016 году вице–премьер РФ Аркадий Дворкович говорил, что в случае снижения порога круг покупателей, которых это коснется, вырастет с нескольких сотен человек на всю страну до миллионов. "А система платежей пока не работает, — подчеркивал Дворкович, — мы не смогли ее настроить так, чтобы удобно, легко можно было все это уплачивать". Сообщений о том, что инфраструктура готовилась, так и не было. Впереди — огромные трудозатраты на обработку почтовых отправлений и сопутствующие действия. В "Почте России", которую собираются активно задействовать в этом процессе, отказались комментировать тему.
Другой момент — ограничения стимулируют рост серого рынка. В Белоруссии снизили порог беспошлинного ввоза до 22 евро, и сейчас туда везут товары в обход через российскую границу. Когда ограничения в $50 ввели в Бразилии, серый рынок ввозимых товаров вырос до 70–80%, приводят пример в НАДТ.
Еще один вопрос — как изменится работа логистов, если "Почту России" сделают таможенным представителем физлиц. Может создаться ситуация, когда через "Почту России" покупать будет удобнее, чем через ее конкурентов.
Отечественные ретейлеры (а движение за снижение беспошлинного порога идет под эгидой уравнивания прав иностранных продавцов с российскими) вряд ли получат ощутимую выгоду. Не раз высказывалась мысль, что именно благодаря кроссбордерам растут продажи и у отечественных ретейлеров. В китайских магазинах, которые максимально популярны у россиян среди зарубежных, множество дешевых товаров — там часто делается проба пера, а потом до 90% таких покупателей перетекают к отечественным интернет–торговцам, свидетельствуют данные НАДТ.

Стоп–кадр

Возможно, опасения преждевременны. В Минфине уже высказались о том, что вопрос о снижении порога беспошлинного ввоза окончательно не решен, он вовсе не уравняет иностранных продавцов с отечественными, а поставит их в невыгодное положение (ставка налога при превышении порога беспошлинного ввоза — 30%, а российские магазины платят НДС 18%), и что вообще это слишком радикальная мера.
Нет ни одной страны, которой бы взимание сборов за зарубежные интернет–покупки граждан принесло выгоду. Организация этого процесса — огромные расходы, административные и, что еще важнее, операционные. Потери обычно один к трем, где один — собранная сумма, а три — расходы на ее взимание. Причем чем ниже порог взимания пошлины, тем расходов больше, потому что больше отправлений надо обрабатывать, больше счетов выставлять. Ладно в некоторых странах таким образом поддерживают производство своих товаров. Но у нас–то какое производство?
Александр Иванов
президент Национальной ассоциации дистанционной торговли
Очевидно, о введении дополнительных сборов вспомнили в тот момент, когда встал вопрос о пополнении бюджета. Но эту цель таким методом не достигнуть. Контроль за исполнением этих нормативов ни в одной стране мира не окупился. Фискальные меры много где пытались вводить, но везде они потерпели фиаско. Хорошо, допустим, на "Почту России" возляжет миссия по организации процесса. Но тогда потом государство же и будет компенсировать расходы на организацию этого процесса.
Юрий Брюквин
гендиректор агентства "Рустелеком"