Что делать, если вы или ваш бизнес не угодили популярным блогерам

Автор фото: Алена Марченко

Столкновение с недовольными блогерами может обернуться катастрофой для репутации предпринимателя и его компании. "ДП" узнал, как действовать, если вы или ваш бизнес атаковали те, за кем в соцсетях следуют миллионы.

Осознав силу блогеров с миллионными аудиториями, подружиться с ними уже давно пытаются как власти, так и бизнесмены. Дружба, правда, складывается не всегда. Так, например, на заседание в Госдуме, куда целенаправленно позвали авторов популярных страниц в социальных сетях, многие из приглашенных демонстративно отказались явиться, другие открыто признавались, что их подписчики специфически относятся к Госдуме. Общение банкира Олега Тинькова и ведущих Youtube-канала "Немагия" и вовсе закончилось длительным конфликтом. Блогеры не слишком лестно отозвались в своем ролике о бизнесмене, а тот подал в суд и потребовал извинений. Аудитория этот ход не оценила и встала на сторону ребят из "Немагии". Начали заступаться за них и другие блогеры. В итоге извинения принес сам Олег Тиньков. Успев к тому моменту собрать множество негативных откликов, он также отозвал исковые заявления. Репутация банкира, которая переживала еще не такие потрясения, вероятнее всего, пройдет и через это. А вот для не столь искушенных бизнесменов столкновение с недовольными блогерами может обернуться катастрофой.
"ДП" узнал у специалистов в области PR, как стоит действовать тем, чей бизнес или персона не угодили блогерам с огромным количеством подписчиков, и стоит ли вообще реагировать на подобные выпады со стороны известных шутников из Youtube и Facebook.  

Подумать, прежде чем сказать

Традиционно большинство предпринимателей предпочитают вообще не замечать, кто и что о них пишет, лишь в редких случаях реагируя на "атаки" со стороны пусть даже популярных блогеров.
"Как показывают наши российские коммуникационные реалии, сама "атака" блогеров порой не так страшна для репутации бизнеса, как последующий ответ его представителей. У производственных компаний есть хорошее правило. Имеешь дело с рисками ЧП, аварий и прочими кризисными ситуациями? Заранее сформируй группы специалистов — антикризисные штабы. Оперативное руководство людей, знающих, как надо действовать, очень быстро берет ситуацию под контроль. Почему сфера коммуникаций никак не займется перениманием опыта у коллег из реального сектора, остается загадкой", — говорит руководитель отдела PR и SMM рекламной группы "Успешные Проекты" Юрий Епифанов.
Впрочем, в ряде случаев игнорирование может оказаться вполне удачной тактикой — по крайней мере так невпопад ответивший предприниматель не сделает хуже. Юрий Епифанов отмечает: "Игнорирование хорошо тем, что страхует от усугубления ситуации по собственной же вине. Плохо, если в защиту бизнесмена или компании вообще никто не выступает".
Генеральный директор коммуникационного агентства Spice Media Виктория Кулибанова поясняет, что решение реагировать или не реагировать надо принимать индивидуально в каждом конкретном случае. Надо учитывать множество факторов: насколько большой охват получило видео блогеров, насколько большую реакцию вызвало, может ли навредить бизнесмену то, что сообщили блогеры.

Блогеры против блогеров

С учетом того, что как ответ бизнесмена, так и его молчание при конкретном стечении обстоятельств могут нанести урон репутации последнего, Юрий Епифанов предлагает рассмотреть еще один вариант — подключение к вопросу блогеров, которые выступят в защиту предпринимателя.
"Базовый принцип таков: если одни блогеры устроили публичную порку бизнесу, то бизнес должен позаботиться о том, чтобы другие блогеры выступили в его поддержку. А в идеале еще и намекнули бы аудитории, что не все так чисто с этими откровениями. Таким образом конфликт переводится в другую плоскость: это уже не прямое противостояние блогер — бизнесмен, в котором приз зрительских симпатий, вероятнее всего, возьмет блогер. Как именно это провернуть —  вопрос конкретных технологий, адекватного понимания блогосферы и бюджета. Но если на кону репутация, то активные действия необходимы", — говорит он.

Слово — деньги

В случае если с ответом решает выступить сам бизнесмен, то тут придется соблюсти ряд условий. В конце концов, не каждый внезапно сможет найти в себе годами дремавшего видеоблогера, как, например, Алишер Усманов. Юрий Епифанов предостерегает, что непродуманный ответ может вылиться в десятикратное удорожание кампании по приведению в порядок собственной репутации или репутации своего бизнеса: оценивать ситуацию в итоге будут не по тому, что наговорили блогеры, а по реакции предпринимателя.
"Чего точно не стоит делать в ситуации, когда бизнесмен привлек негативное внимание блогеров, так это хамить и угрожать. А что всегда найдет хороший отклик у аудитории, так это юмор. Если бизнесмен ответит блогеру на его обвинения с юмором, он может завоевать симпатии даже своих противников", — также подсказывает выигрышную формулу Виктория Кулибанова.