Обращение с доходами. Власти Ленобласти, похоже, начали зачищать мусорный рынок региона

Власти Ленобласти лишили компанию «Грюнбург», входящую в холдинг миллиардера Владимира Хильченко, права аренды мусорного полигона под Кировском.
Автор фото: Валентин Беликов
Власти Ленобласти лишили компанию «Грюнбург», входящую в холдинг миллиардера Владимира Хильченко, права аренды мусорного полигона под Кировском.
Автор фото: Валентин Беликов

Власти Ленинградской области перед конкурсом на выбор регионального оператора по обращению с отходами, похоже, зачищают мусорный рынок от конкурентов областной управляющей компании.

Областные чиновники, похоже, интенсивно расчищают мусорный рынок региона. На днях они отказали ООО "Полигон ТБО" в размещении на полигоне Лепсари станции дегазации, до этого отказав ему в выделении второго участка для расширения полигона. А на прошлой неделе инициировали досрочное расторжение с ООО "Грюнбург" договора аренды полигона под Кировском (9 га).
Это происходит на фоне активной экспансии АО "Управляющая компания по обращению с отходами Ленобласти" (УКООЛО), которое недавно было на 75% приватизировано структурами, близкими, судя по всему, к банку "Санкт–Петербург" Александра Савельева и группе "Евроинвест" Андрея Березина. В случае успеха совместных действий бизнесменов и чиновников УКООЛО станет практически монополистом на рынке утилизации отходов Петербурга и Ленобласти и фаворитом конкурса на статус регионального оператора по обращению с отходами, который состоится не позднее 2018 года.
На прошлой неделе, 4 октября, Арбитражный суд удовлетворил ходатайство КУМИ Кировского района Ленобласти о запрете "Грюнбургу" принимать отходы на участке 9 га под Кировском. Запрет наложен в рамках иска КУМИ о досрочном расторжении договора аренды участка. Речь об одном из двух мусорных полигонов, которыми управляет "Грюнбург" — структура ХК "Созвездие Водолея" миллиардера Владимира Хильченко (№149 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2017, состояние 4,9 млрд рублей). Иск чиновники подали в конце августа, суть их претензий в том, что "ответчиком ведется деятельность в нарушение законодательства, нарушения не устранены". Формальным основанием для претензий стала проверка Росприроднадзора, проведенная в августе 2017 года, которая установила, что предприятие "начало рекультивацию полигона в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы".
Хильченко с претензиями не согласен. "Формально ни один полигон закону не соответствует, но закрывают только меня", — говорит он. По его мнению, чиновники своей активностью могут подыгрывать УКООЛО и ее новым собственникам, которые методично устраняют конкурентов.
Одновременно с Хильченко под удар чиновников попал другой игрок — ООО "Полигон ТБО", управляющее полигоном у деревни Лепсари. Компания недавно подала заявку на аренду второго участка, чтобы закрыть первый на рекультивацию, а также просила разрешения на сдачу части своего полигона в субаренду для установки станции дегазации. Но, по словам ее гендиректора Петра Чепиги, на днях он неофициально получил информацию, что как минимум в одной из этих заявок чиновники отказали. "С понедельника буду разбираться", — сообщил "ДП" в пятницу Петр Чепига.
Как сообщил "ДП" начальник управления по отходам Ленобласти Николай Борисов, в предоставлении второго участка "Полигону ТБО" было отказано, теперь любой желающий может претендовать на него. В том числе и УКООЛО.
Претензии к "Грюнбургу", по его словам, также абсолютно обоснованные: "Он взял полигон на рекультивацию, а сам, как установила природоохранная прокуратура, складирует там бытовые отходы, вы представляете, какой это урон окружающей среде?"

Главный претендент

УКООЛО до недавнего времени на 100% принадлежала правительству Ленобласти и управляла четырьмя мусорными полигонами. Но в феврале 2017 года на торгах в Фонде имущества Ленобласти 10% акций компании за 5 млн рублей приобрело АО "Анэкс–финанс", контролируемое топ–менеджментом холдинга "Ренорд–инвест" (связан с банком "Санкт–Петербург"). Летом 2017 года в УКООЛО сменился директор: компанию возглавил выходец из ГК "Терра–авто" (дилер АвтоВАЗа) Николай Хасиев.
Примечательно, что банк "Санкт–Петербург" сейчас, по данным СПАРК, владеет 90% АО "Петрозаводск–Лада", входившего ранее в состав "Терра–авто". В самом банке отрицают участие в мусорном проекте, но Николай Хасиев в разговоре с "ДП" подтвердил, что его на работу пригласил Михаил Смирнов, топ–менеджер холдинга "Ренорд–инвест", действующего в интересах банка "Санкт–Петербург".
Ключевую роль главы "Санкт–Петербурга" Александра Савельева в приватизации УКООЛО подтвердили многие опрошенные "ДП" участники рынка. При этом они все сообщали, что партнером банкира в этом проекте выступает совладелец группы "Евроинвест" Андрей Березин — один из крупнейших лендлордов области, дружественный губернатору Александру Дрозденко. Андрей Березин в пятницу не захотел разговаривать с журналистом "ДП", его партнер Юрий Васильев участие в УКООЛО отрицает.
Новый акционер УКООЛО в сентябре 2017 года провел допэмиссию акций компании, внеся в ее капитал 300 млн рублей. После этого он получил контрольный пакет (75% минус одна акция), а у Ленобласти остался блокирующий (25% плюс одна акция).
По словам Николая Хасиева, эмиссия вносилась живыми деньгами, но источники, знакомые с подробностями сделки, придерживаются иной версии. Одновременно с эмиссией в СПАРК произошло еще одно изменение: 100%–ной "дочкой" УКООЛО стало ООО "Селект–энерджи", владеющее участком 73 га под Гатчиной, купленным в 2012 году примерно за 120 млн рублей, где прежний бенефициар компании Михаил Гуцериев планировал построить мусороперерабатывающий завод. Проект натолкнулся на сопротивление областных властей, которое вдруг прекратилось в 2017 году — незадолго до сделки с УКООЛО.
По версии источников "ДП", именно доли "Селект–энерджи" были оценены в 300 млн рублей и внесены в уставный капитал УКООЛО как вклад "Анэкс–финанса".

Фавориты

Конкурс по выбору регионального оператора (РО) по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по закону "Об отходах производства и потребления" должен быть объявлен в начале 2018 года. Закон предусматривает, что с 2019 года весь цикл обращения с ТКО (сбор, транспортировка, захоронение, переработка и т. д.) будет передан в руки РО. Петербург и Ленобласть должны выбрать своих операторов.
Область пока не определилась с числом будущих операторов, а Смольный, по информации комитета по благоустройству, проведет два тендера: отдельно для северной и южной частей города. К маю 2018 года все конкурсные процедуры должны быть завершены, говорят в комитете.
О своих претензиях на статус РО заявляли несколько участников рынка (см. "Основные претенденты..."). В Петербурге фаворитами будущей конкурсной борьбы считаются Александр Ебралидзе (его проект строительства мусороперерабатывающего завода за 4,5 млрд рублей недавно получил статус стратегического) и Сергей Матвиенко (в декабре 2016 года приобрел компанию "Автопарк №7 "Спецтранс" — крупнейшего частного оператора уборки улиц города).
В Ленобласти о желании участвовать в конкурсе кроме УКООЛО заявлял "Грюнбург" и другие участники.
РО может сам заниматься сбором и утилизацией ТКО либо нанимать подрядчиков. Однако преимущества в конкурсе получат те соискатели, кто имеет необходимые для обращения с отходами активы.
В июне я был приглашен новыми акционерами на пост директора УКООЛО. Сейчас работаем над внедрением системы глубокой сортировки и переработки отходов. Покупка "Селект–энерджи" — первый шаг в этом направлении. Сегодня мы — единственный участник госпрограммы "Охрана окружающей среды в ЛО", которой предусмотрен полигон с мусоросортировочным комплексом для Всеволожского района и прилегающих районов СПб. Участок у деревни Лепсари рассматривается нами как вариант развития. Новых объектов в Кировском районе госпрограмма не предусматривает.
Николай Хасиев
гендиректор АО "УК по обращению с отходами ЛО"
В 2003 году мне было 40 лет, переходный возраст для мужчины, когда меняются взгляды, и я тогда решил основать свою вторую компанию (первой была компания «Фаэтон», основанная в начале 1990–х. — «ДП»), которая включала бы сразу несколько направлений, в том числе девелопмент, строительство и пр. Тогда было время расцвета для бизнеса, когда можно было воткнуть палку в землю — и она зацветет. Не было такого прессинга со стороны чиновников и правоохранительных органов: меньше административных барьеров, милиция тогда занималась поиском преступников, а не так, как сегодня, когда правоохранительные органы изобретают новые преступления и, по сути, гражданские дела относят к уголовным. Кредиты получить тоже никакой проблемы не составляло, было ощущение, что власть заинтересована в бизнесе и во взаимодействии с ним, что будущее — за людьми предприимчивыми, а не приближенными. Все это создавало простор для творчества, все росло и развивалось. Девелопмент — это была по–настоящему цветущая отрасль, я не знаю, какую отрасль можно назвать такой сегодня. Тогда было создано много компаний, которые продолжают работать и сегодня.
Владимир Хильченко
президент холдинга "Созвездие Водолея"