Суд запретил проводить торги имуществом Кронштадтского мясного завода

Александр Кашин
Автор фото: Беликов Валентин
Александр Кашин
Автор фото: Беликов Валентин

Александр Кашин, продавший Кронштадтский мясной завод бывшим владельцам Балтинвестбанка в 2015 году, пытается вернуть себе предприятие через процедуру банкротства. Он выкупил кредит ВТБ на 512 млн рублей, обеспеченный залогом имущественного комплекса предприятия. Балтинвестбанк, санируемый Абсолютбанком, вступил в борьбу за актив.

На прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил ходатайство Балтинвестбанка и наложил запрет на проведение 11 октября 2017 года открытого аукциона по продаже имущественного комплекса обанкротившегося ООО "Концерн Пять звезд" с начальной ценой 703,7 млн рублей (820 млн с учетом НДС). Лот, в состав которого входят два земельных участка общей площадью 3,2 га в Кронштадте (Кронштадтское шоссе, 13), а также склады, цеха (общая площадь 21,4 тыс. м2, годы постройки 1975-2009) и оборудование для производства колбасных изделий, представляет собой производственный комплекс Кронштадтского мясного завода — еще недавно крупного петербургского производителя сосисок. Объект заложен в пользу ЗАО "НПО Завод Волна" и выставлен на продажу в рамках процедуры банкротства концерна "Пять звезд" его конкурсным управляющим Олегом Жовтоножко 1 сентября 2017 года на торговой площадке "Тендер гарант".
"Балтинвестбанк как организация, которая находится в процедуре оздоровления, обязана строго следить за выполнением всех обязательств по кредитам в обязательном порядке. В том числе, и по этому кредиту. В данном вопросе мы руководствуемся законом и следуем решениям суда", — сообщили в пресс-службе банка.
Концерн "Пять звезд" (оборот в 2015 году 2,6 млрд рублей, убыток 16 млн; в 2016 году 273 млн рублей, убыток 435 млн) до 2015 года принадлежал "Эго-Холдингу" петербургского миллиардера Александра Кашина (№38 в рейтинге самых богатых людей Петербурга — 2017, состояние оценивается в 28,6 млрд рублей). Предприятие с 1970-х годов выпускало сосиски под брендом "Кронштадтский мясной завод". Долгое время оно кредитовалось в банке "Александровский", который также входил в "Эго-Холдинг". В 2015 году Александр Кашин продал завод владельцам Балтинвестбанка, и вместе с предприятием передал новому собственнику права требования по кредиту на 560 млн рублей, обеспеченному залогом сосисок в обороте. А в 2016 году миллиардер продал и свою кредитную организацию Евгению Лотвинову и Игорю Лейтису. При этом сам имущественный комплекс завода был заложен банку ВТБ по кредиту в 600 млн рублей, который был выдан в 2012 году.
Концерн "Пять звезд" обанкротился в 2016 году: в июле получил иск о несостоятельности от научного института "Радиосвязь" (также входит в "Эго-Холдинг"), который был поручителем за сосисочный завод перед ВТБ по кредиту на 600 млн рублей и успел выплатить за него 8,8 млн рублей. В декабре того же года суд ввел в концерне процедуру наблюдения, временного управляющего рекомендовала "Радиосвязь". В июле 2017 года компания была признана банкротом.
Тем временем, в начале 2016 года Балтинвестбанк был подвергнут санации (кстати, ходили слухи, что именно благодаря этому прошла сделка по продаже "Александровского": дескать, деньги по ней зависли в Балтинвестбанке, и лишь с введением санации транш прошел) и перешел под контроль Абсолютбанка. При этом оказалось, что новым собственником завода банк не является: предприятие принадлежит люксембургскому офшору Food Investment Association S.a.r.l., и, по всей видимости, до банкротства контролировалось именно бывшими акционерами "Балтинвеста".
В итоге после введения наблюдения в процедуру банкротства заявился Балтинвестбанк со своими требованиями на сумму 482 млн рублей по выкупленному у "Александровского" кредиту. Причем кредит остался необеспеченным: заложенные по нему сосиски давно уже съедены.
За банком в дело подтянулись и структуры "Эго-Холдинга" с требованиями на 525 млн рублей: как выяснилось, после продажи "Александровского" структуры Александра Кашина решили побороться за проданный завод и в апреле 2016 года выкупили его кредит у ВТБ (раз уж он все равно успел взыскать с них часть долга как с поручителей). Основным правопреемником банка стал завод "Волна" с требованиями на 512 млн, обеспеченными залогом имущественного комплекса.
Таким образом, структуры миллиардера оказались основными кредиторами предприятия и взяли его банкротство под контроль: именно они на первом собрании кредиторов большинством голосов добились избрания конкурсным управляющим Олега Жовтоножко. Этот управляющий провел оценку имущественного комплекса (группа "Лаир" оценила его в 820 млн рублей) и 1 сентября 2017 года выставил его на торги. Аукцион был назначен на 11 октября. Но теперь, если конкурсному управляющему не удастся оспорить судебный запрет на их проведение, придется ему назначать их заново.
"Мы считаем судебный запрет абсолютно неправосудным и незаконным, — прокомментировал обеспечительные меры конкурсный управляющий Олег Жовтоножко. — Банк мотивировал его тем, что видите ли, он считает несправедливой оценку лота. Но по закону оценку определяет залоговый кредитор. Балтинвестбанк в этом вопросе — никто. Более того, банк ни разу — ни на этапе оценки актива, ни на этапе публикации положения о торгах, ни в ходе последнего собрания кредиторов уже после публикации объявления о торгах — не заявлял своих возражений по поводу цены лота. На мой взгляд, это ходатайство просто направлено на затягивание процедуры банкротства и задержку расплаты с кредиторами".
"Завод полгода работал нормально, но когда банк дефолтнул, его владельцы вывели с предприятия все оборотные средства, и оно встало — рассказал «ДП» источник, близкий к миллиардеру. — Мы сочли, что выкупить весь кредит легче, чем выцарапывать свои 8 млн рублей. Сейчас пройдут первые торги, если кто-то купит завод — а интересанты есть — мы будем счастливы. Достанется и нам, и Балтинвестбанку. А нет — так заберем себе, внеся 20% от его стоимости в конкурсную массу, как предусмотрено законом".