Будущее интеллектуальной собственности

Центр стратегических разработок (ЦСР) в докладе "Эффективное использование интеллектуальной собственности", являющемся частью предложений команды Алексея Кудрина по реформам после президентских выборов 2018 года, предлагает централизовать в едином госоргане (предположительно, не Минобрнауки) политику управления интеллектуальной собственностью (ИС), спонсировать патентную активность российских структур за рубежом и готовиться в 2019 году к развитию автоматизированных систем управления ИС.

Кроме того, выдвинуто предложение о льготном налогообложении оборота ИС. Ряд экспертов ЦСР в особом мнении предлагают считать институт ИС анахронизмом, сдерживающим развитие экономики РФ, пишет "Коммерсантъ".
Изабелла Атласкирова, генеральный директор ООО "СааС проект":
Доклад Центра стратегических разработок (ЦСР) "Эффективное использование интеллектуальной собственности" нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста. Прежде всего, стоит принять во внимание тот факт, что ЦСР был создан еще в 1999 году по инициативе будущего на тот момент президента Российской Федерации Владимира Путина и в кратчайшие сроки разработал полноценную стратегию развития государства до 2010 года. Доклады Центра, которые готовятся и публикуются в настоящий момент, предназначены для воплощения в жизнь после выборов президента РФ в 2018 году.
В целом доклад довольно точно выделяет основные тенденции на глобальном рынке интеллектуальной собственности, акцентирует внимание на вызовах и предлагает конкретные решения, в то же время очерчивая возможные риски при отклонении от описанной стратегии.
О рисках стоит поговорить отдельно. В качестве второго риска при отказе от реализации предложенных мер приведен следующий: "Нарастание недоверия организаций к системе российского права и перевод интеллектуальной собственности в зарубежные юрисдикции — проигрыш в конкуренции систем по оказанию сервисов в указанной сфере, развитие соответствующих платформ не на территории России". Наиболее разумным методом оценки серьезности данного риска справедливо следует назвать сравнение данной информации со статистическими данными. Так, например, по данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), опубликованной в докладе "Итоги деятельности Роспатента в 2016 году и задачи на 2017 год", утвержденном коллегией Роспатента 21 марта 2017 года, опасность дальнейшей потери привлекательности российской юрисдикции для правообладателей вполне реальна. Так, к примеру, по отношению к 2015 году количество заявок на товарные знаки в России от иностранных заявителей снизилось на 14,5%, заявок на изобретения — на 9%, на полезные модели — на 6,7%, выросло лишь число заявок на выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец, однако лишь на 5%.
В целом количественные данные нельзя назвать воодушевляющими — так, например, в сфере полезных моделей наблюдается значительное падение: по сравнению с 2014 годом на 20% снизилось и общее количество поданных заявок, и количество тех заявок, рассмотрение которых было завершено (на 29%), число выданных патентов и вовсе упало более чем на 4 тыс. (32%).
Приведенные статистические данные в целом демонстрируют тот факт, что и остальные риски вполне реальны — может уменьшиться количество конкурентоспособных разработок, способных к правовой охране на представляющих интерес рынках. Также вполне реально создание "гипертрофированной и неоправданной зависимости подвижного творческого, исследовательского и инновационного сообщества от архаичных и излишне довлеющих над рынком органов государственной власти", а также "невозможности системной капитализации интеллектуального потенциала нации и утрата возможностей развития страны за счет этого ресурса, как следствие — угроза национальной безопасности в силу сокращения стоимости традиционных сырьевых ресурсов и производств, нарастание диспропорций развития отдельных территорий страны".