Милонов и финансирование культуры

Депутат Госдумы Виталий Милонов обратился к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с предложением ввести временный мораторий на финансирование и поддержку властями фильмов, театральных постановок и "иных массовых культурных явлений", пишет "Лента.ру". "К примеру, некоторое время назад картина режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" подняла дискуссию о принципах государственной финансовой поддержки творческой деятельности: зрители сочли этот фильм злой карикатурой на власть, церковь и мораль нашего народа", — заявляет Милонов.

Роман Алехин, юрист, социальный предприниматель:
Смысл в словах Милонова есть, но так делать нельзя. В медицине, по отчетам Счетной палаты, тоже не все хорошо: и эффективность оставляет желать лучшего, и цели не достигаются, но никто не предлагает ввести мораторий на финансирование государственной системы здравоохранения. Мне кажется, необходимо начать анализировать, как тратятся деньги и соответствуют ли проекты, финансируемые из бюджета, заявленным при подаче на финансирование целям. И привлекать к ответственности, если нет. Кроме этого, необходимо все же начать не просто раздавать гранты на интересные проекты, а поставить цели финансирования культуры. И цели должны быть с конкретными параметрами, соответствуя которым можно получить господдержку. Сейчас же цели крайне размыты и, по сути, любой проект можно описать так, что он будет им соответствовать. А потом, когда нагрянут с проверкой, сказать: «Я художник, я так вижу».
Что касается упомянутого Милоновым "Левиафана" или "Матильды", то это все же хоть и яркие примеры, когда произведение искусства стало предметом широкого обсуждения, но раскол в обществе произошел не в связи с самим создания этого произведения, а по поводу, наверно, своевременности и яркости его освещения. Авторы любых произведений для описания реальных событий всегда использовали гиперболы, чтобы привлечь внимание и сделать свой опус более ярким и запоминающимся. И есть более живые факты постоянного нецелевого и неэффективного финансирования культуры.
Я бы выделил следующие цели для финансирования в культуре:
1. Сохранение в неизменном виде, поддержка и передача следующим поколениям русской традиции, традиции народов, этносов и субэтносов России. Это важно для самоидентификации, а также повышения защищенности от негативного влияния насаждаемых маргинальных культур.
2. Сохранение классической российской литературы и популяризация классиков через новые инструменты кинематографа или театральных постановок, но опять же необходимо сохранять суть произведения, дух его, а не коверкать его с целью эпатажа и доказательства собственной неординарности. У признанных классиков нечего менять, суметь бы передать их смыслы.
3. Создание исторических фильмов, без искажения рассказывающих о событиях в истории нашей великой Родины, которые будут давать четкие посылы о нашей самоидентификации как нации.
Но мы не стоим на месте, весь мир не стоит на месте, меняются ценности, меняются фундаментальные принципы отношений между людьми, что диктует необходимость создания новых культурных парадигм. Но опять же государство должно ставить цели перед теми, кто будет создавать «новую культуру России», которые не позволят ей отрываться от фундаментальных ценностей русского человека и будут соответствовать целям современной России. Это не полный список, проектов и направлений, которые необходимо финансировать за счет государства. Все остальные «творцы» могут и должны искать спонсоров или инвесторов для своего творчества самостоятельно.