Перспектива на год вперед

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Помимо новых станций Невско–Василеостровской линии метро, строящихся к ЧМ–2018, уже почти готовы три станции Фрунзенского радиуса.

Участок метро от "Международной" до строящейся в Шушарах станции должен быть сдан в декабре 2018 года — таковы условия госконтракта. Горнопроходческие работы здесь уже завершены, в тоннелях прокладывают пути и устанавливают электрооборудование. Осталось закончить отделку станций и установить подъемное оборудование, причем на станции "Проспект Славы" эти механизмы частично уже смонтированы. Сегодня градус активности на этом участке снизился: лимиты бюджета 2017 года уже исчерпаны.
Город неоднократно озвучивал свое намерение перебросить часть финансирования с 2018 года на текущий, а также пересмотреть цену контракта, чтобы строители смогли завершить строительство, но пока перераспределения бюджетных средств так и не произошло. Метростроители могли сдать объект досрочно, поскольку степень готовности Фрунзенского радиуса это позволяла, но отсутствие средств сдерживает компанию: из–за отсутствия оборудования и материалов работы практически встали.

Трудный путь

Развитие фиолетовой ветки с самого начала тормозилось по разным причинам. В 2013 году сменился госзаказчик: эта функция перешла от комитета по транспорту к КРТИ. Кроме того, вступил в силу федеральный закон № 44–ФЗ, обязывающий Смольный выбирать проектировщиков и подрядчиков строительства на конкурсной основе. Реформы подобного масштаба в системе метростроения последний раз случались в начале 1990–х, и последствия от них, как и от нынешних, были тяжелыми.
В конце 2013 года "Метрострой" вышел на площадку и приступил к работам. А конкурс и заключение госконтракта состоялись лишь в марте 2014 года. При этом Главгосэкспертиза оценила проект в 36 млрд рублей, а новый заказчик, экономя бюджет, снизил стоимость контракта до 26 млрд. Отказаться от контракта "Метрострой" уже не мог: больше года компания вкладывала в стройку свои средства. Результат данного эксперимента известен: финансирования на завершение не хватает.
Неудачным оказался опыт сотрудничества с московским институтом "Метрогипротранс": он победил в конкурсе, но справиться с задачей не смог. Смольный расторг договор и объявил новый конкурс, где победил петербургский "Ленметрогипротранс". Сложности были и с субподрядчиками: завод, поставляющий эскалаторы и траволаторы, не вышел на конкурс. "Метрострой" взялся изготавливать их своими силами. Возникли проблемы и с инженерной подготовкой территории. А в финале строительства конкурс на перенос трамвайных путей на Бухарестской улице затянули настолько, что сейчас метростроители в авральном порядке вынуждены выполнять эти работы, чтобы после этого завершить сооружение подземных пешеходных переходов.

Миллион в день

Фрунзенский радиус городу необходим: он проходит вдоль одной из центральных магистралей Купчино — Бухарестская улица и должен обеспечить район скоростным общественным транспортом. Участок с пропускной способностью 40 пар поездов в час и ожидаемым объемом перевозок почти миллион (997 тыс.) пассажиров в сутки разгрузит не только Фрунзенский район, но и густонаселенные южные пригороды. Город рассматривает возможность создания рядом со станцией "Шушары" транспортно–пересадочного узла, который объединит метро и наземный общественный транспорт.
Хотя темпы строительства метро в Петербурге растут и в следующем году откроется сразу пять новых станций (в том числе три — Фрунзенского радиуса), это не сможет полностью ликвидировать отставание развития подземки от потребностей города. По–прежнему ожидают метро жители юго–запада, Кудрово, Юнтолово и других микрорайонов, нужна кольцевая линия.
Этими и другими вопросами, связанными с развитием метрополитена и в целом освоением подземного пространства города, сегодня занимается вновь созданная рабочая группа во главе с губернатором.
Остается надеяться, что заданные сегодня темпы строительства метро сохранятся и новые станции будут открываться не реже одного раза в год.