От отечественного сервиса российские туристы спасаются за рубежом

Автор фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Виды Феодосии. Отдыхающие на городском пляже

В 2017 году россияне охладели к отечественным курортам: поток в Крым и Сочи упал в среднем на 20%. Патриотизм граждан поколебали высокие цены на туристические услуги, низкое качество сервиса и ротавирусные инфекции.

Туристические показатели, которые фиксируют чиновники, значительно отличаются от информации участников рынка. Так, по данным властей Крыма, поток туристов в регион в этом году сократился по сравнению с 2016-м лишь на 4,2% (за первое полугодие 2017 года полуостров посетили 1,5 млн россиян), а администрация Сочи отмечает спад турпотока на 18% (за январь-август 2017 года в город приехали 3,6 млн человек). То есть в общей сложности оба региона по сравнению с 2016 годом потеряли около 0,87 млн туристов.
При этом Ассоциация туроператоров России (АТОР), опросившая участников рынка, сообщает, что они фиксируют снижение спроса на отдых в Крыму на 30% по сравнению с прошлым летом. Крым теряет гостей, которые разочаровались в туристическом импортозамещении, отмечают в АТОР. В прошлом году, когда Турция была закрыта для россиян (чартерное авиасообщение между Россией и Турцией было прекращено с 1 декабря 2015 года — после того как турецкие истребители сбили российский бомбардировщик "Су-24" над границей с Сирией), многие решили протестировать отечественный сервис. Но убедились, что он сильно проигрывает турецкому. К тому же крымчане, вдохновленные прошлогодним успехом (рост турпотока в 2016 году составил 21% против 2015-го), задрали цены (в среднем на 25% по сравнению с прошлым годом), что тоже сказалось на спросе.
Зато Турция, напротив, снизила цены на туристические услуги. Впрочем, и без того россияне, ждавшие открытия этого направления 1,5 года, устремились бы на привычный курорт. В итоге за январь-август 2017 года в Турции отдохнули почти 2 млн россиян (в 2016-м лишь 200 тыс.). И по прогнозу АТОР за весь год их число достигнет 2,5 млн человек.
Росстат отмечает, что в этом году россияне вообще гораздо охотнее отправлялись за рубеж, чем годом ранее. Причем не только в курортные регионы: Турцию, Доминикану (рост в 3,23 раза против показателей 2016 года), Грецию (на 16,5%), Израиль (на 22,8%), Вьетнам и ОАЭ (в 1,49 раза). Увеличение количества гостей из России зафиксировано на Кубе (в 2 раза), в Италии (на 32,6%), Испании (на 20,5%), Франции (на 27,2%), в Великобритании (на 22,2%), Австрии (на 32,2%).
Почти по всем зарубежным направлениям был отмечен рост.
Помимо очевидных причин такой смены тренда — плохой погоды во многих российских регионах этим летом и укрепления рубля — участники рынка называют то, что нашей стране так и не удалось создать современную туристическую инфраструктуру и поднять уровень сервиса до такой степени, чтобы российские города могли конкурировать с зарубежными. Генеральный директор компании "Аэроклуб" Денис Матюхин отмечает: стоимость услуг на российских курортах часто выше, чем за рубежом, а качество их не дотягивает до того, к которому привыкли россияне за "жирные" годы дорогой нефти. Поэтому они предпочитают хотя бы ненадолго слетать в Турцию и Грецию, а не ехать на месяц в Анапу и Феодосию.
Кроме того, на российских курортах россиян подстерегает риск заразиться инфекционными заболеваниями. Так, для отдыхающих в Крыму и Абхазии, где чистота воды далека от идеальной, давно стало традицией первые несколько дней отдыха лечиться от ротавирусных инфекций.