Микрокредиты, рождающие макропроблемы

 

Сейчас происходит бурное развитие онлайн–кредитования, когда займы выдаются дистанционно, на банковскую карточку. Идентификация клиента фактически не проводится — заемщику достаточно прислать кредитору копию паспорта.
Такая схема упростила мошенничество, ведь в обычных микрокредитных организациях есть защита в виде сверки личности заемщика с его паспортом, а также видеосъемка процесса получения кредита. При онлайн–займе такой защиты нет, чтобы получить кредит, достаточно иметь незаблокированную банковскую карточку, sim–карту и сканы основных документов.
Обычно мошенники берут микрокредиты на небольшие суммы в несколько тысяч рублей. Кредитор, конечно же, может не знать, что выдает кредит жуликам. В дальнейшем сумма долга вырастает за счет пеней в несколько раз, и долг продают коллекторам, которые ищут заемщика.
Мошенники не знают ни настоящих телефонов своих жертв, ни мест их работы, поэтому коллекторы могут с ними связаться, только отправив письмо на домашний адрес.
Это приводит к тому, что многие россияне живут с просроченными микрокредитами, даже не зная об этом. А узнают, только когда сталкиваются с тем, что об этом узнали другие лица, от чьего решения зависит их благосостояние.
Несмотря на незначительность просроченного долга, оставлять "все как есть" я бы не советовала. Хотя долги через 3 года спишутся по сроку давности, но кредитная история автоматически не очистится. В нашей практике есть пример, когда заемщику отказали в ипотеке именно из–за этого просроченного займа. А известны случаи, когда из–за такого займа банки отказывали в оборотном кредите на бизнес: ведь даже погашение такого долга не очищает кредитную историю.
Поэтому оптимальное поведение в такой ситуации — оспаривание долга и переговоры с кредитором. Звонить ему лучше со специально купленной sim–карты, чтобы коллекторы затем не донимали звонками. Первичный результат предсказать сложно: обманутому заемщику могут пойти навстречу и списать долг в досудебном порядке, очистив кредитную историю. С другой стороны, кредитор может не выходить на контакт. В нашем случае был третий, средний вариант: кредитор начал с нами работать, но затем стал тянуть время. Правда, кредитную историю нашего клиента он своевременно очистил. Суд занял более полугода.
К сожалению, полностью предотвратить утечку данных невозможно, так как паспортные данные хранятся в банковских организациях и возможна их кража. Поэтому имеет смысл следить за своей кредитной историей: для этого есть бесплатные сервисы по проверке кредитной истории.
Властям же, как мне кажется, нужно как можно скорее принять закон, который бы сделал процедуру идентификации заемщиков в Сети надежнее, чтобы усложнить жуликам их работу. Например, фотографировать заемщика вместе с паспортом, идентифицировать его личность через социальные сети.
Автор: генеральный директор Юридического бюро №1 Юлия Комбарова