Дым неотечества

Объем черного рынка торговли сигаретами в Петербурге и Ленобласти составляет 5 млрд рублей в год. "ДП" сумел проследить всю цепочку распространения контрабанды.

Объем черного рынка торговли контрабандными сигаретами в Петербурге и Ленобласти составляет 5 млрд рублей в год. В результате бюджет недополучает более 4 млрд рублей акцизов и НДС. "ДП" отследил цепочку, по которой контрабанда попадает в Петербург и поставляется в точки, где беспрепятственно ведется торговля сигаретами без уплаты российских акцизов. На детальное изучение этого рынка у корреспондентов "ДП" ушел всего месяц. Это наводит на мысль о том, что противозаконные схемы отработаны и действуют довольно давно, не привлекая при этом особого внимания правоохранительных органов.

Сигареты братского народа

Основной поток контрабандных сигарет направляется в Петербург из Белоруссии. Дело в том, что акциз на сигареты в этой стране гораздо ниже, чем в России, где производитель платит минимум 51 рубль НДС и акцизов с каждой пачки. На этом факте и строится вся работа контрабандного рынка.
В Белоруссии работают две табачные фабрики: крупная государственная гродненская табачная фабрика "Неман" и небольшая частная "Табак–Инвест". В Гродно выпускаются местные марки, а также некоторые марки British American Tobacco (BAT). На частной фабрике в основном производятся марки Japan Tobacco International (JTI).
Международные бренды фактически арендуют места на местной фабрике. Производить товар для сбыта в Белоруссии можно только в рамках квоты, которую ежегодно устанавливает правительство. Выпустить больше сигарет, чем указано в квоте, фабрика не может. Не квотируется лишь товар, который производится на экспорт.
Недавнего данные об объемах белорусского табачного производства были засекречены. Но, по оценкам экспертов, обе белорусские фабрики выпускают около 30 млрд сигарет в год для внутреннего рынка. Квота для местных марок, которые производятся в Гродно, составляет около 22 млрд сигарет, а для JTI и BAT — около 8 млрд сигарет. При этом потребление внутри страны составляет менее 15 млрд сигарет в год. Таким образом, еще около 15 млрд сигарет, скорее всего, покидает страну, хотя и произведены для внутреннего потребления.

Из Гродно в Петербург

На черный рынок Петербурга и Ленобласти попадают в основном белорусские марки. Самые популярных из них — Fest, NZ и Omega. По разным оценкам, они занимают от 65 до 80% рынка безакцизной табачной торговли. Оставшуюся долю занимают подделки известных брендов, поступающие контрабандой из стран дальнего зарубежья (Сербия, Индия, Китай и др.), а также из Киргизии, Казахстана и Армении, откуда сигареты можно привозить по той же схеме, что и из Белоруссии.
Фуры с сигаретами, произведенными в Белоруссии, приезжают в Петербург практически ежедневно. Границу они проходят беспрепятственно: таможенного досмотра между нашими братскими странами практически нет.
Даже если фуру остановят для проверки, водитель может сказать, что везет белорусские сигареты для личных целей: например, купил годовой запас на всю семью. В худшем случае проверяющий может обратить внимание на несоответствие документов и товара. Но опытные контрабандисты таких ошибок, как правило, не допускают.
Закон запрещает торговать контрабандными сигаретами без российских акцизов. Но и здесь ответственность для продавца оказывается минимальной. Если проверку проводит Роспотребнадзор, то по закону он должен уведомить о ней за несколько дней. Неудивительно, что к моменту проверки нелегальной продукции на прилавках и на складе не оказывается.
Полиция имеет больше ресурсов и может проводить проверки без уведомления. Тем не менее масштабы торговли контрабандными сигаретами только растут.

Места курения

Торговцев контрабандными сигаретами можно встретить на рынках и у станций метро. В неофициальных беседах они признаются, что в Петербурге действуют два основных склада, на которые изначально попадают контрабандные сигареты. Говорят, что крупнейший склад находится на территории оптового рынка в Купчино. Еще один крупный склад расположен на территории Апраксина Двора. Оттуда сигареты поступают в сотни розничных точек, говорят торговцы. Это и лотки у станций метро и железнодорожных станций, и небольшие магазины, и другие районные рынки, и автолавки (см. "Самые популярные...").
Кроме того, через Петербург сигареты поставляются в Ленобласть. Один из крупнейших рынков сбыта — Выборг. Там контрабандные сигареты покупают не только местные жители, но и финны.

Бизнес без чеков

Представившись торговцами, которые собираются открыть свою точку торговли контрабандными сигаретами в пригороде Петербурга, корреспонденты "ДП" пообщались с поставщиками контрабанды в Апраксином Дворе и на ул. Салова, а также с посредником, который обеспечивает поставки в район станции метро "Нарвская".
Судя по описаниям торговцев, ежемесячно в Петербурге продается как минимум 8 тыс. коробок контрабандных сигарет из Белоруссии, то есть около 1 млрд сигарет в год (см. "Самые популярные..."). Почти столько же отправляется в Ленобласть.
На черном рынке коробка стоит 40–50 тыс. рублей. Заработать на ее продаже можно от 100 тыс. рублей. Часть денег необходимо отдавать за так называемую крышу, говорят торговцы, что обезопасит от лишнего внимания местных отделов полиции к факту торговли. В точках у станций метро стоимость крыши составляет 30 тыс. рублей в месяц, в других — меньше, говорят торговцы контрабандными сигаретами. Такая торговля происходит полностью в нелегальном поле. Покупатели зачастую не получают чеки. В местный и федеральный бюджет не перечисляется ни копейки. Торговцы контрабандой — это в основном мигранты, многие из них — нелегалы.
Посмотреть отрывки видеозаписей общения с торговцами и прочитать подробности расследования можно сегодня на dp.ru.

Бюджет без миллиардов

Подобная схема работает во всех регионах России. По оценке "TNS Россия", в результате российский бюджет теряет более 30 млрд рублей налогов в год.
"Проблема в отсутствии единой минимальной цены на сигареты. Из–за этого легальная продукция не выдерживает конкуренции с контрабандным товаром", — считает Давид Капианидзе, руководитель налоговой практики BMS Law Firm. Среди основных драйверов черного рынка — снижение доходов населения и дисбаланс акцизов в России и странах Единого экономического пространства (Белоруссии, Казахстане, Киргизии), считает Михаил Бурмистров, гендиректор "InfoLine–Аналитика".
"Правоохранительные органы явно недостаточно тщательно контролируют продажу нелегальных сигарет, особенно в стихийных торговых точках, таких как лотки, рынки, мобильная торговля и тому подобное", — отмечает Михаил Бурмистров.
Усиление контроля над легальной розницей вынуждает поставщиков белорусских сигарет открыто нарушать закон и "выходить на улицу" в поисках альтернативных каналов сбыта. Отсюда и появление в Петербурге мобильных лотков и других форм стихийной торговли. Обратите внимание, что, по данным TNS, за прошедший год доля нелегальных сигарет в масштабах России увеличилась в 4 раза, до 4,6% на начало 2017 года. В Петербурге 80% нелегального рынка занимают продажи дешевых белорусских сигарет. Эффективным решением проблемы нелегальной торговли стала бы гармонизация ставок акцизов между Россией и ее партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Это наряду с введением электронной системы маркировки, которая предполагает предварительную регистрацию и, соответственно, налоговую транспарентность производителей, позволило бы устранить ценовые различия в стоимости пачки в России и других странах ЕАЭС.
Сергей Киселев
вице–президент JTI по корпоративным вопросам и коммуникациям в России
В Северо–Западном федеральном округе доля нелегальной табачной продукции в целом чуть выше, чем по России, — 5%. Основной источник нелегальных сигарет — это страны — партнеры по таможенному союзу, где цены на сигареты в 2–3 раза ниже, чем в России. Нужно понимать, что в цене легальных сигарет самая большая доля приходится на налоги — акциз и НДС. Сигареты в России не могут стоить меньше, чем налоги на них. То есть цена ниже 60 рублей должна серьезно настораживать. Российский легальный табачный рынок сокращается много лет подряд. Главная причина — быстрое повышение табачных налогов. Акцизы растут быстрее, чем доходы курильщика, и это подстегивает потребителей искать более дешевую альтернативу, в том числе нелегальную продукцию. Ее продажи в России, напротив, растут.
Максим Курганский
руководитель отдела "BAT Россия" по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями