Теплые отношения с клиентом

 

Стокгольм — второй город в мире после Кремниевой долины по количеству стартап–единорогов (компаний стоимостью более $1 млрд), по оценке Forbes. Прежде всего в Швеции очень благоприятные условия для стартапов, которых удалось добиться за счет взаимодействия государства и всемирно известных корпораций, расположенных на территории страны.
Большинство компаний уже на второй год своего существования начинают поставлять продукцию за границу. Основные причины — это небольшое население страны и доступность взаимодействия со странами Европы. Здесь нет никаких серьезных сложностей, чтобы сразу после создания компании выбрать глобальный путь развития и начать экспортировать свою продукцию не только в Европу, но и в другие страны мира.
В этой скандинавской стране активно развиваются бизнес–инкубаторы, инновационные фонды и краудфандинговые агентства. Например, Swedish Incubators&Science Parks — национальная ассоциация бизнес–инкубаторов Швеции, которая включает в себя 43 бизнес–инкубатора и 33 научных парка, которые работают с 70 сферами бизнеса и предлагают помощь начинающим предпринимателям. Кроме того, практически каждый университет в стране, где есть бизнес–программы, имеет свой собственный инкубатор по выращиванию стартапов.
Чтобы получить возможность наслаждаться всеми плюсами шведской стартап–инфраструктуры, придется выдержать серьезную конкуренцию. Более 18% населения Стокгольма занято в сфере высоких технологий, поэтому IT–бизнес развивается в Швеции невероятными темпами: в него активно инвестируют венчурные фонды, есть вся необходимая инфраструктура для его развития.
Для тех, кто не интересуется IT, привлекательными могут быть такие сферы, как туризм, транспортные перевозки, оптовая и розничная торговля, архитектура и дизайн: именно в них последнее время активно вкладывают свои средства местные инвесторы. Но в том, чтобы делать бизнес в Швеции, есть и свои минусы. Одним и самых серьезных из них является налоговое законодательство: налоги здесь могут достигать 45%. А если идея вашего проекта связана с шоу–бизнесом, придется заплатить все 70%. Средний налог на прибыль компаний составляет 28%, но окончательный процент меняется в зависимости от сферы деятельности.
Как такая небольшая скандинавская страна смогла создать такие всемирно известные бренды, как IKEA, Volvo, H&M? Возможно, секрет в тщательном шведском подходе к деталям и внимательному клиентскому сервису. В этой северной стране очень хорошо понимают, как построить теплые взаимоотношения с клиентом.
Автор: Создатель компании Extrashot Михаил Бобровников