Куда поедет Петербург за Соколовым

 

Осень принесла волну прорицаний о грядущих отставках губернаторов. Якобы президент Владимир Путин собирается сменить десяток глав регионов. В их число ожидаемо попал Георгий Полтавченко, а на пост нового петербургского градоначальника прочат министра транспорта РФ Максима Соколова. И связывают с ним большие надежды на развитие транспортной инфраструктуры Петербурга. Ведь, когда Максим Юрьевич в 2004–2009 годах возглавлял два ключевых комитета Смольного (сначала комитет по инвестициям, а потом комитет экономического развития), в городе стартовало немало крупных проектов: Западный скоростной диаметр, порт "Морской фасад", реконструкция Пулково.
Но при этом вангующие политологи упускают из виду некоторые нюансы этих проектов. А они очень интересны. Например, ЗСД поначалу презентовался как государственно–частное партнерство с объемом вложений 83,64 млрд рублей, а в итоге строился на бюджетные деньги и обошелся в 212,72 млрд. Пулково после реконструкции стоимостью 1,2 млрд евро превратилось в современную воздушную гавань, но лишилось большинства ключевых авиамаршрутов — они достались московским аэропортам. Поэтому петербургский воздушный порт пока не превратился в хаб, что делает проблематичной окупаемость этого проекта. Вдобавок Пулково так и не получило цивилизованного сообщения с центром города, хотя на старте реконструкции предполагалось создание скоростной легкорельсовой ветки.
Московский период Максима Юрьевича тоже богат на неоднозначные проекты. Чего стоит один "Платон" — система взимания платы с 12–тонных грузовиков за проезд по федеральным трассам. Контролируемое Игорем Ротенбергом (сыном миллиардера Аркадия Ротенберга, известного близкой дружбой с Путиным) "РТ–Инвест Транспортные системы" будет 13 лет направлять взимаемую с дальнобойщиков плату на улучшение состояния дорог, получая от государства компенсацию затрат. Экономическая эффективность проекта сомнительна: в 2016 году "Платон" собрал 22 млрд рублей, а из бюджета получил 12,52 млрд. Учтем потери от транспортного налога: дальнобойщиков освободили от его уплаты, и регионы лишились этих поступлений. Федеральный бюджет компенсировал им убыток в размере 8,7 млрд рублей. Иными словами, за работу системы "Платон" государство заплатило 21,22 млрд рублей. Значит, система является, по сути, механизмом для перекачки бюджетных денег.
Не менее удивительные перипетии сопровождали и процесс приватизации международного аэропорта Шереметьево (МАШ). Как только президент Путин в 2013 году одобрил его приватизацию, МАШ получил убыток 0,9 млрд рублей против прибыли 189 млн годом ранее. В 2014–м убыток достиг почти 16 млрд рублей, в 2015–м — 7,9 млрд. В 2016 году Аркадий Ротенберг через компанию TPS Avia, где он владеет 35%, получил МАШ в управление. И аэропорт, как по волшебству, вышел в прибыль 15,52 млрд рублей.
Эти истории наводят на мысль, что если Соколов станет губернатором, то большой вопрос, выиграет ли от этого транспортная инфраструктура Петербурга, зато от такого градоначальника можно ждать новых ярких проектов, привлекательных для российских миллиардеров.