Революция с умом

 

На днях холдинг "Ренова" объявил о создании дочерней компании "Цифра", которая вложит 6 млрд рублей в технологии промышленного Интернета вещей. Событие вполне ожидаемое, учитывая интерес крупных игроков к рынку IoT (Internet of Things, Интернет вещей). Несмотря на то что в России такие технологии пока представлены довольно скромно, в ближайшие 3 года отрасли предсказывают взрывной рост.
По сути, IoT — это сеть сетей, состоящих из уникальных объектов (вещей), способных взаимодействовать друг с другом без вмешательства человека, через IP–подключение. Такие решения уже не один год применяются в машиностроении, энергетике.
Некоторые страны вплотную подошли к идеальной модели так называемой четвертой промышленной революции — полностью оцифрованному и автоматизированному производству, которое управляется интеллектуальными системами. Идеальный пример — завод Siemens в Германии, производящий автоматизированное оборудование для BASF, Bayer, BMW. Здесь организована коммуникация между 1 тыс. производственных единиц. Примеры роботизации производств есть и в других странах Европы (на заводе Philips в Голландии, производящем бритвы, "трудится" 128 роботов и девять работников), в Китае (на одном из заводов компании Foxconn, производящем технику Apple, больше половины сотрудников заменили умными машинами).
Отечественный рынок находится в самом начале пути освоения технологий Интернета вещей, при этом на промышленные внедрения, по данным "Ростелекома", приходится примерно 60% российской отрасли IoT. В основном интеллектом оснащают решения, предназначенные для автоматизированного сбора данных с устройств на промышленных объектах. Очень полезен "умный" инструментарий в горнодобывающей отрасли, атомной энергетике и машиностроении. Уже не один год, например, инновационные технологии использует концерн "Росэнергоатом" на Смоленской АЭС.
Сейчас государственные организации и компании, поддерживаемые инвестициями от властей, активно продвигаются в развитии этого направления. Частные компании менее активны, поскольку с финансами у них сложнее. Но и здесь есть на что опереться. Например, отбор проектов в области Интернета вещей ведет ФРИИ (Фонд развития интернет–инициатив). Фонд обещает каждой перспективной компании инвестиции от 2 млн до 320 млн рублей, а также поддержку на новых рынках и в коммуникациях со стратегическими заказчиками.
Помимо финансовых проблем, существуют и другие факторы, сдерживающие развитие отрасли промышленного IoT в России. В первую очередь это проблема безопасности IT–систем. Решения малоизучены, некоторые из них просто кишат уязвимостями, открывающими доступ злоумышленникам. Далее — у рынка нет уверенности вендоров в том, что сотрудничество с ними может быть надежным и долгосрочным. Также проблемой является отсутствие набора единых стандартов в отрасли. Очевидно, что, несмотря на трудности, движение в сторону диджитализации производства не остановить. Массовое внедрение умных технологий позволит повысить производительность труда, облегчить решение логистических задач, оптимизировать бизнес–процессы, увеличить конкурентоспособность. Переход на IoT благотворно повлияет на экономику в целом, а с проблемами можно разобраться в процессе.
Автор: генеральный директор УК "СБВК" Денис Черкасов