"Роснефть" vs "Система": мировое соглашение как капитуляция

Президент России Владимир Путин надеется на мировое соглашение между «Роснефтью» и АФК «Система» по иску госкомпании к холдингу Владимира Евтушенкова на 170,6 млрд рублей. Об этом во вторник, 5 сентября, он сказал на пресс-конференции по итогам визита на саммит БРИКС в Китай, передает корреспондент «Ленты.ру».

Сергей Воронин, адвокат и управляющий партнер ООО «Правовое решение»:
Мировое соглашение здесь воспринимается преимущественно как капитуляция частного сектора перед государственным. Вообще, данная история с АФК «Система» становится больше процессом политическим. Нет необходимости напоминать, что данная проблема берет свое начало в 1990-х, когда постепенно свое влияние стали наращивать финансово-хозяйственные группы.
Если рассмотреть возможность заключения мирового соглашения, то в первую очередь следует сказать о том, что каждый из участников процесса получает возможность для делегирования качественно нового процесса.
Участие Путина в процессе говорит о самом важном — насколько государство влияет на бизнес. Рынку вполне понятно, что в текущем рассмотрении вопроса речь идет о том, что государственная компания на государственные средства в государственном суде старается создать возможность для государства войти через рейдерский захват в частный бизнес и постепенно нарастить там свою долю с возможностью выхода и захвата остальной части рынка.
Также один из важных вопросов, которые по какой-то причине не затрагивает государство, — это то, как будет выглядеть инвестиционный рынок на территории России, когда государство полностью стремится к контролю за бизнесом с помощью создания мегакорпораций. Это напоминает то, что было в СССР, только на коммерческой основе и в современных условиях. Риск для международных компаний будет в том, что государство менее чем за неделю взяло под свой контроль крупнейшую финансовую частную группу «Открытие». И это, в свою очередь, сильно повлияет на источники дохода компаний и формирование частного капитала на базе «Системы». Таким образом, все это превратится в государственный синдикат, который затем можно будет преобразовать в частные компании и продать, в том числе и за рубеж.
Президент говорит о том, что он в курсе конфликта, но не будет вмешиваться. И при этом доля, которую «Роснефть» стремится получить, определяет конкретное направление бизнеса у АФК «Система».
Сказать точно, чем это все закончится, достаточно сложно. Можно говорить о достижении компромисса, о возможности мирового соглашения с выплатой только части долга или обмена на акции «Системы». Но в целом это крайне запутанная и по большей части потерянная часть финансового рынка.
Многие эксперты сходятся во мнении, что мирового соглашения, скорее всего, не будет. Государство привыкло вести с бизнесом разговор с позиции силы, и поэтому единственный путь, который представляется возможным, — это полный контроль государства над всеми активами «Системы».