Как должен выглядеть кооператив здорового человека

 

Если судить по мировой практике, кооператив — это вообще не финансовая организация. Это объединение малых предпринимателей или просто заинтересованных людей для ведения общего бизнеса. В кооперативах план развития составляют на общем собрании пайщиков, поэтому важно, во–первых, чтобы было что планировать и развивать, а во–вторых, чтобы все понимали, что происходит, и могли адекватно проголосовать. Эти люди делят затраты, прибыль и ответственность просто потому, что у группы ресурсов очевидно больше, чем у любого ее участника в отдельности. В России такие кооперативы тоже есть, хотя их и немного. Например, веганское кафе "Горизонталь", где все сотрудники — совладельцы, или "ЛавкаЛавка" — объединение фермеров, чтобы продавать свои товары. Так же работают кооператив "Черный" по производству кофе, несколько проектов начинающих дизайнеров. Основная задача этих людей — найти единомышленников.
Большая же часть российских кооперативов работают иначе, чаще всего они напоминают микрокредитные организации, которые собирают с пайщиков деньги и выдают другим пайщикам под процент. По вкладам ставка ниже, по кредитам — выше. Кредитно–потребительскими кооперативами они назвались потому, что законодательных ограничений в этой сфере было меньше (до тех пор пока за них не взялся регулятор).
Исключительным можно назвать случай кооператива "Семейный капитал", его учредитель использовал такую форму для привлечения инвестиций в свой бизнес. Его пайщиками были в основном пенсионеры, и, судя по их собраниям, которые проводились уже после начала процедуры банкротства, можно сказать, что эти люди понятия не имели, куда они вложили деньги и что там был за бизнес. Создается впечатление, что они не принимали никаких решений и по сути покупали у кооператива услугу, а не являлись его участниками.
Несколько лет назад Центробанк озаботился проблемой кооперации и составил список из 27 крупнейших потребкооперативов России. Около половины из них уже обанкротились, в некоторых работает временная администрация. Возможно, активность регулятора решит проблему недобросовестности на рынке, но в целом кооперативы в стране так и останутся микрофинансовыми организациями. Для того чтобы они стали "как в Финляндии", нужна инициатива снизу, а не контроль сверху. Но, как отметила в разговоре с "ДП" вице–президент Российского клуба финдиректоров Тамара Касьянова, в России люди не доверяют ни друг другу, ни законодателям, ни судам, поэтому не хотят объединяться и делить ответственность. Зато почему–то сомнительным финансовым организациям — доверяют.