Бизнес на увлеченных: как в Петербурге зарабатывают на любителях рукоделия и выпечки

Автор фото: Егор Алеев/ТАСС
Автор фото: Егор Алеев/ТАСС

Петербуржцы тратят более 4 млрд рублей на свои увлечения. Эти деньги получают те, кто продает материалы, организовывает курсы и площадки для продажи рукодельных товаров и лакомств. "ДП" изучил, как развивается этот рынок и где находятся точки его роста.

Предприниматели, зарабатывающие на увлеченных рукоделием и кондитерским делом, говорят о стабильном развитии своего бизнеса: ретейлеры постепенно расширяют площадь и ассортимент специализированных магазинов, некоторые из игроков открывают новые точки. В прошлом году после 20% роста рынка хобби-товаров в Петербурге эксперты оценивали его в 4 млрд рублей. Тогда сеть магазинов "Леонардо", "Искусница" и "Лавка мастеров" открывали сразу несколько новых магазинов. В нынешнем году темпы развития значительно снизились, однако петербуржцы увеличивают свои расходы на хобби, иногда даже пытаясь заработать на этом.
При этом предприниматели не останавливаются только на продаже материалов для рукоделия и выпечки, а идут дальше – на базе розничных магазинов открывают мастерские, проводят платные обучающие курсы, мастер-классы и даже организуют сбыт рукоделий и тортиков. В городе уже сформировалась целая индустрия, участники которой зарабатывают на чужих увлечениях и мечтах о своем маленьком бизнесе.

Крючки и крестики

Рынок товаров для творчества в Петербурге представлен несколькими десятками небольших "магазинов у дома", некоторые из которых – не более чем интернет-магазины с пунктами выдачи в разных районах города. Исключениями являются большие сети "Леонардо" (12 специализированных супермаркетов и два небольших родственных франчайзинговых магазина "Иголочка") и "Искусница" (21 магазин). В ряде случаев отдельные полки для хобби-товаров появляются и в магазинах других сетей, для которых такие товары не входят в основной ассортимент.
На фоне постоянного интереса к рукоделию рост рынка сдерживает общая экономическая ситуация в стране, говорят ретейлеры. "Шитье или вышивка – это не самые дешевые увлечения, чтобы купить качественную, красивую ткань и материалы, люди должны где-то сэкономить", – говорит Адита Ахлакова, менеджер по развитию сети магазинов "Мир шитья". В этом году эта сеть открыла в Петербурге шестой магазин и расширила свой ассортимент. В условиях существующего экономического положения привлечь новых и не потерять старых покупателей позволяют постоянные скидки на отдельные виды товаров и акции.
Другой участник рынка, "Лавка мастеров", за последний год тоже открыл новую, четвертую точку. Расширение директор по развитию сети Олег Голяков связывает скорее со взвешенными маркетинговыми решениями, а не с сильным ростом интереса клиентов к творчеству. "Рынок в целом можно назвать стабильным, сейчас нет больших скачков, но он застрахован и от падений, потому что любители создать что-то своими руками будут всегда. Сейчас обеспечить успех и рост магазинов для творчества может правильный ассортимент, отвечающий текущему тренду, и реклама", – рассуждает он.
В розничных магазинах говорят об увеличении популярности тех видов рукоделия, которые не требуют больших творческих усилий, специальных навыков, больших вложений. Людям зачастую приятнее создать что-то своими руками, затратив при этом минимум усилий, а не купить уже готовый продукт. Поэтому среди хобби-товаров большей популярностью пользуются наборы по шитью, вышиванию, созданию бижутерии, открыток. Покупателю таких "готовых" наборов, как правило, не нужны никакие другие подручные средства, кроме ножниц и иголки, при этом человек получает удовольствие от самого процесса создания изделия.
"Сегодня среди товаров такого ряда наибольшую популярность имеют мозаики и раскраски", – считает Олег Голяков.
Покупатели магазинов для творчества – это 90% женщины, ретейлеры говорят о том, что их аудитория заметно помолодела. Если еще несколько лет назад рукоделие воспринималось как хобби для пенсионеров и большая часть покупательниц были женщины от 45 лет, то сегодня их средний возраст уменьшился на 10 лет. Кроме того, целевая аудитория магазинов пополнилась беременными женщинами и молодыми мамами, которые на фоне популярности изделий ручной работы начали активно осваивать новое хобби.
Те, кто покупает материалы для творчества в розничных и интернет-магазинах, обычно не пытаются заработать на своем увлечении, единицы клиентов изготавливают изделия на продажу, отмечают предприниматели.

Бисквитных дел мастера

Иную ситуацию можно наблюдать на рынке товаров для кондитерского дела и выпечки – другого популярного сейчас увлечения. Петербургский рынок представлен по большей части в Интернете. Судя по всему, даже у крупнейшей в городе сети специализированных магазинов "Прайм Декор" (пять точек) львиная доля заказов делается удаленно – по телефону или через соцсети. Покупатели приходят за уже собранными заказами, и в магазинах многие из них делают лишь импульсивные покупки.
Компания расширяет ассортимент, и с недавних пор в одном из магазинов "Прайм Декор" по соседству с кондитерскими ингредиентами и формами для выпечки стоят товары для художников: краски, холсты и кисти. Это направление выделено в отдельный интернет-магазин "Клякса", который оформлен на то же юрлицо – ООО "Прайм Декор". Этот небольшой семейный бизнес полностью контролируется семьей гендиректора сети Ольги Коробейниковой. Финансовые показатели магазина не раскрываются даже в СПАРК.
Многочисленные онлайн-магазины по продаже кондитерских товаров зачастую имеют несколько точек выдачи в разных районах города, однако немногие из них открывают и офлайн-магазины. Там покупатель может познакомиться с товаром и потрогать его. "Клиенты таких магазинов – это кондитеры-новички, которым важно реальное общение и консультация", – говорит Вадим Прокопенко, коммерческий директор "МКТ-Нева", интернет-магазина с двумя точками выдачи товара и тремя офлайн-магазинами.
Основная доля покупок приходится на интернет-магазины, где закупаются профессионалы и те, кто давно занимается кондитерским делом. Офлайн-магазины, помимо невысокой прибыли и ограниченной географии продаж, требуют еще и расходов на аренду. Именно по этой причине в прошлом году "Успешный кондитер" закрыл свой единственный магазин, полностью ушел в онлайн и теперь продает оптом, рассказала "ДП" директор отдела продаж "Успешного кондитера" Лиана Поплаускайте.
"Несмотря на расхожее мнение о том, что печь торты – это женское занятие, около 40% покупателей товаров для кондитеров – это мужчины", – рассказали "ДП" в магазине КОНДИPRO. Вадим Прокопенко добавляет, что любимый материал в работе мужчин-кондитеров – шоколад. Однако такое наблюдение, возможно, очень локально. В основном же, как и в случае с рукоделием, аудитория магазинов для кондитеров очень женская. Так, в группе "Прайм Декора" "ВКонтакте" из 28 тыс. подписчиков 27 тыс. - женщины.
Ретейлеры отмечают, что в числе их клиентов много тех, кто из своего хобби пытается развить бизнес и открывает маленькие пекарни, большинство из которых расположены прямо в квартирах. Свою выпечку начинающие кондитеры рекламируют и продают через соцсети, но, столкнувшись с первыми трудностями, закрываются. Поэтому "домашние" предприниматели в магазинах товаров для выпечки – это постоянно меняющиеся клиенты.
В кондитерском мире очень быстро меняется и мода. Сейчас уже никого не удивишь ни ультрамодными когда-то капкейками, ни тортами с фотографиями именинников. По словам опытных кондитеров, когда-то популярная мастика сегодня уходит на второй план, нынешний тренд в кондитерском деле – выпечка, покрытая зеркальной, глянцевой глазурью. "Такие изделия буквально светятся, и благодаря этому эффекту на торте несложно изобразить популярный сейчас космический мотив", - рассказывает Светлана Матвеева, основатель кондитерской школы, названной ее именем. Зачастую именно владельцы курсов задают ориентиры на новую моду, и магазинам приходится быстро реагировать не изменение спроса.

Продавая, обучай

Продажа материалов для творчества – не единственный способ заработать на рукодельницах. Крупные сети в Петербурге "Леонардо", "Искусница" и "Мир шитья" кроме продажи принадлежностей занимаются и обучением своих покупателей. Сейчас это основной тренд развития бизнеса по торговле хобби-товарами. Глава сети "Леонардо" Борис Кац считает, что маленьким магазинчикам необходимо начать переходить на автоматизированный формат и научиться обучать своих потребителей, проводя мастер-классы и консультации, чтобы выжить и развиться в условиях конкуренции с большими магазинами. К примеру, сейчас его сеть регулярно проводит мастер-классы, средняя цена одного – около 500 рублей за место, на сентябрь 2017 года в Петербурге запланирован 41 мастер-класс. "Леонардо" также проводит конкурсы среди своих покупателей, призами для победителей становятся сертификаты в их магазины.
Платные обучающие курсы для своих клиентов проводит "Мир шитья", там учат пользоваться дорогими швейными машинами, которые были куплены в их магазине. Средняя стоимость одного – 7500 рублей за 10 занятий раз в неделю – сумма, сопоставимая с ценами самостоятельных школ по шитью. По словам Адиты Ахлаковой, абсолютное большинство учеников мастерской – это увлеченные пошивом одежды женщины, не стремящиеся построить бизнес на своем хобби.
Магазины по продаже кондитерских товаров не открывают отдельные курсы, единицы из них проводят консультации. Зато на рынке много предложений от специализированных кондитерских школ. Средняя цена курса варьируется от 20 тыс. до 30 тыс. рублей за несколько дней обучения. Как говорят в таких школах, учиться кондитерскому мастерству приходят и те, кто готовит для себя, и начинающие предприниматели.
Чтобы оборудовать одну кондитерскую школу, потребуются многомиллионные инвестиции. Одна студия в Петербурге, например, заплатила за ремонт и оборудование около 12 млн рублей, рассказала "ДП" Светлана Матвеева. У увлеченных кондитерским делом петербуржцев есть возможность попасть в очень престижные зарубежные профессиональные кулинарные школы. Например, образовательный центр VERA организовывает поездки в кулинарную школу Le Cordon Bleu в Париж и Лондон. Стоимость обучения за 9 месяцев в такой школе – около 1,6 млн рублей. Как рассказали "ДП" в образовательном центре, в год им отправить удается, как правило, лишь одного человека. Причем это не всегда профессионал кондитерского дела, который едет за повышением квалификации, некоторые ученики имеют нулевой уровень подготовки.
Еще один путь заработать на увлеченных творчеством – помощь в организации сбыта: проведение ярмарок и фестивалей, участие в которых платное. Например, организаторы осенней ярмарки хендмейда ArtFlection за стол 80х80 см с одного мастера берут 6 тыс. рублей за 2 дня. Как рассказала "ДП" Светлана Маркова, организатор ArtFlection, на площадке в Петербурге будет 120 платных мест, такой же показатель был летом прошлого года. Так, за 2 дня работы организаторы фестиваля зарабатывают 720 тыс. рублей на участниках мероприятия. Число посетителей на таких фестивалях в Петербурге в среднем около 3 тыс. человек за день. Сезонные фестивали, например предновогодние, посещает около 5 тыс. человек, но это не значит, что показатели продаж у мастеров резко увеличиваются: люди зачастую приходят лишь за впечатлениями, а не для того, чтобы тратить деньги на подарки.
На ярмарке "Авторские штучки" этой осенью ожидается более 300 мастеров, оплативших места, рассказала "ДП" Надежда Якименко, директор мероприятия. Стоимость участия мастера за 2 дня - 6800 рублей, при этом вход на ярмарку платный, 100 рублей со взрослого посетителя. В среднем мероприятие посещает 6 тыс. человек за 2 дня. Одна ярмарка может принести организаторам выручку около 2,5 млн рублей с одних только участников и посетителей.
Вместе с тем, как отмечает Светлана Маркова, число мастеров, желающих принять участие в петербургских фестивалях, увеличивается. Организаторы не согласны с тем, что люди стали реже покупать изделия ручной работы. Да, некоторые недорогие вещи можно создать самому, но если кому-то захочется сделать кружку, то за материал и оборудование придется отдать около 40-50 тыс. рублей, а то и больше. Речь идет как о глине и краске, так и о гончарном круге и специальной печи. В то время как цена готового изделия ручной работы будет стоить около 1500 рублей. Основной тренд на ярмарках рукоделия за последние 2 года – это ювелирные украшения, гончарные изделия и изделия из стекла, однако лучше всего продаются относительно недорогие товары – текстиль, не ювелирная бижутерия, вязаные игрушки.
Организаторы ярмарок и фестивалей говорят о том, что мастера воспринимают участие в их мероприятиях как возможность прорекламировать себя и разово получить большую выручку. При этом продать свои изделия пытаются как профессионалы рукоделия – люди, превратившие увлечение в бизнес, так и просто любители творчества.