Верфь поднимут кранами. Северной верфи покупают оборудование за 4 млрд рублей

Автор фото: Тихонов Михаил
Автор фото: Тихонов Михаил

ОСК выберет поставщика подъемных кранов за 4 млрд рублей для Северной верфи. Новое оборудование позволит судозаводу строить корабли крупными блоками.

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) объявила конкурс на приобретение в лизинг четырех подъемных кранов за 4,1 млрд рублей для своей "дочки" — ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь". Новые мостовые краны грузоподъемностью 20 т и 350 т предполагается установить в новом двухпролетном эллинге, который планируется возвести на верфи в ходе ее модернизации.
В действующем эллинге предприятия установлено восемь мостовых кранов грузоподъемностью 50 т, поясняют на судозаводе, а грузоподъемность самого мощного портального крана на стапеле не превышает 100 т. Это не позволяет верфи строить корабли крупными блоками, что могло бы повысить производительность труда.
Поставка новых кранов, согласно конкурсной документации, запланирована на конец 2018 года. Продолжительность финансовой аренды (лизинга) рассчитана на 133 месяца.
Некоторые судостроители сомневаются, что в текущих экономических условиях модернизация Северной верфи все же состоится, несмотря на то что руководство ОСК давно обещает ее провести. Средств на модернизацию Северной верфи нет ни в одной федеральной целевой программе, отмечают знающие судостроители. Но глава ОСК Алексей Рахманов не теряет оптимизма, ранее он неоднократно заявлял, что найдет деньги на модернизацию предприятия — в виде кредита одного из госбанков или ассигнований из бюджета после утверждения всей проектной документации Минпромторгом.
По последней, урезанной версии, для модернизации верфи требуется 26 млрд рублей. Такую сумму называл глава предприятия Игорь Пономарев на инвестиционном совете в Смольном. Сама верфь не осилит ни финансовую аренду кранов, ни тем более модернизацию. По итогам 2016 года предприятие получило рекордный убыток 1,8 млрд рублей. Портфель заказов верфи не пополнялся с октября 2016 года, когда на ней заложили корвет "Дерзкий" проекта 20386. Не очень хорошо идут дела у верфи с исполнением гособоронзаказа. Срок сдачи головного фрегата "Адмирал флота Горшков" неоднократно переносили. Последний раз планировали передать его флоту в июле этого года. Но не получилось из–за неработоспособности зенитно–ракетного комплекса "Полимент–Редут" (производство концерна "Алмаз–Антей"). То есть строительство серии фрегатов фактически застопорилось и этот заказ приносит верфи не доходы, а только эксплуатационные расходы на содержание построенных, но не сданных кораблей. А это может означать только то, что убытки Северной верфи продолжат расти.
Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроением ВМФ РФ, ранее заявлял "ДП", что в этом году на Северной верфи новых закладок не планируется. Один из источников "ДП" предположил, что верфь могут поддержать заказом рыбаки. Русская рыбопромысловая компания, больше 40% паев которой контролирует Глеб Франк (сын Сергея Франка, главы крупнейшей в РФ судоходной компании), объявила в мае этого года тендер на строительство семи траулеров. Изготовление каждого эксперты оценивают в 6,4 млрд рублей. То есть общая сумма контракта — 44,6 млрд.
Северная верфь сделала одно из лучших предложений, рассказывают источники "ДП". Несмотря на то что у нее есть конкурент на получение денег — Выборгский судостроительный завод (ВСЗ тоже входит в ОСК), — некоторые эксперты рынка полагают, что контракт получит именно Северная верфь, так как ей новые заказы нужнее, считают в ОСК, а у ВСЗ и без того солидный портфель заказов, почти на 40 млрд рублей.
Сейчас представители заказчика планируют посетить верфи, заявившиеся на конкурс. Предстоит визит и на Северную верфь, так что у нее есть шанс предложить более интересную цену, получить контракт и заработать на модернизацию.