Искра не пробежала. Как россиян приучали к электрокарам и что из этого вышло

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Правительству предложили не пускать на курорты и в большие города на бензиновых автомобилях, поддержав тем самым развитие электротранспорта. Раньше россиян уже пытались пересадить на электрокары, но пока по стране ездит около 1 тыс. таких автомобилей, а зарядить их крайне сложно.

Правительству России предложат рассмотреть предложения по господдержке электрического транспорта в РФ, среди которых запрет на въезд на территорию больших и курортных городов на бензиновых автомобилях. Соответствующие предложения внесло руководство компании "КамАЗ".
Эта инициатива может стать наиболее жесткой попыткой пересадить россиян на электромобили, ранее их внимание обращали на щадящие экологию автомобили куда аккуратнее. Но результаты этих действий оказывались не очень впечатляющими: сейчас по всей стране используется не более 1 тыс. электрокаров, автолюбители не стремятся покупать машины с электрическим двигателем, а АЗС не спешат устанавливать зарядки для них.

Свое электричество

Владимир Путин демонстративно прокатился на электрокаре еще в 2008 году, правда, в Пекине, в Олимпийской деревне. Спустя пару лет инвестиционная группа "ОНЭКСИМ" и российско-белорусский "ЯРОВИТ Моторс" заявили о старте весьма амбициозного проекта гибридного авто — "ё-мобиля". В апреле 2011 года Владимир Путин разъезжал уже на прототипе российского электрокара, и не в Китае, а в подмосковном Ново-Огарево. В том же году начался прием предварительных заказов и на "ё-мобиль" и был заложен первый камень завода по производству нового транспортного средства. К 2014 году появились первые известия о том, что проект закрывается, и в итоге он действительно закрылся. Правда, до этого момента свой "ё-мобиль" успел получить лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Спустя всего 3 года он пожаловался, что авто вышло из строя, а чинить его негде, и даже попросил правительство помочь с ремонтом.
Пока "ё-мобиль" проходил путь от амбициозного до несостоявшегося проекта, в России появлялись и другие электрокары. Так, в 2012-2013 годах АвтоВАЗ выпускал электромобиль LADA Ellada. Доподлинно известно, что владельцами этой машины стали глава "Ростеха" Сергей Чемезов, глава Минпромторга Денис Мантуров, а еще король Иордании. Впрочем, последний известен своими склонностями собирать все более или менее необычные произведения автопрома — от машин, заснятых в фильмах о Бонде, до дешевых авто курьезного вида. В 2013 году несколько электрокаров LADA Ellada отгрузили одному из таксопарков в Кисловодске. Но, с учетом всего трех станций подзарядки на весь город, использовать их, судя по всему, было достаточно затруднительно, хотя к 2015 году автомобили все же умудрились набегать по 50-70 тыс. км. В 2016 году была представлена новая Lada Vesta EV, оснащенная электродвигателем. Серийный выпуск намечался на 2017 год, но пока об этом ничего не слышно.

Без штрафа и розетки

Невзирая на неудачи отечественного автопрома в сфере производства электромобилей, власти продолжали попытки как-то привлечь граждан к использованию электромобилей, основной проблемой в эксплуатации которых оставалось отсутствие необходимой инфраструктуры. В 2016 году правительство подготовило масштабную программу развития автомобилей до 2025 года. В документе амбициозно отмечалось, что к 2020 году не менее половины транспорта в России должно быть экологически чистым. Для стимулирования спроса предложили пускать электрокары на выделенные полосы для общественного транспорта, предоставлять бесплатные парковки под такие автомобили и, главное, не взимать с их владельцев транспортный налог.
В том же 2016 году, в соответствии с постановлением, принятым годом ранее, АЗС должны были обзавестись зарядками для электромобилей. Но на заправочных станциях, ссылаясь на дороговизну розеток для подзарядки и ничтожно малое количество автомобилей, устанавливать устройства не торопились. К тому же в Минтрансе пояснили, что, хоть зарядки для электрокаров и входят в список обязательного для АЗС оборудования, штрафы за их отсутствие не предусмотрены.

В обратную сторону от Европы

В июне 2017 года в странах был установлен рекорд по продаже электрокаров: автомобилисты скупили 28 тыс. таких машин, а это на 54% больше, чем в июне прошлого года. В России же, по данным агентства "Автостат", на 1 января 2017 года насчитывалась всего 920 электромобилей, а их продажи в нынешнем году демонстрировали отрицательную динамику.
По итогам I квартала 2017 года продажи электромобилей сократились на 23,5%. Всего за этот период россияне приобрели 13 автомобилей с электродвигателями. За тот же период 2016 года они купили 17 электрокаров.