Не доплыли до полки: потребление рыбы упало на 10% из-за эмбарго и роста цен

За время действия продовольственного эмбарго потребление рыбы в России снизилось на 10% из–за роста цен. Импортозамещение лишь частично позволяет решить проблему дефицита дешевой рыбы.

В последние годы россияне стали есть рыбу значительно реже. Так, если в 2014 году, когда вступило в силу продовольственное эмбарго, объем ее потребления составлял 22 кг на потребителя в год, то в 2016 году эта цифра составила уже 19–20 кг. Росрыболовство связывает это с падением рубля и, соответственно, ростом цен на импортную продукцию. Ретейлеры в борьбе за покупателя меняли ассортимент в пользу более дешевой рыбы, а также наращивали долю продукции отечественного производства.

Дорада не по карману

Как подчеркивают в Росрыболовстве, снижение потребления рыбы в России не связано с сокращением предложения — процесс переориентации отечественных рыбаков на внутренний рынок идет достаточно успешно, уловы в 2015 и 2016 годах были рекордными. Но это не помогло снизить цены. "Российская рыбная отрасль глубоко интегрирована в мировой рынок, к тому же наша страна является крупным экспортером, поэтому конъюнктура внешнего рынка и колебания курса валют повлияли и на стоимость рыбной продукции на внутреннем рынке. На фоне роста цены и снижения покупательной способности населения произошло сокращение потребления", — объясняют в ведомстве.
Сравнивая показатели 2014 и 2017 годов, в сети магазинов "Лэнд" отмечают снижение объемов продаж рыбы на 8% (с 61 300 до 56 500 кг в год). Начиная с 2015 года и по настоящее время продажи рыбы в ТД "Интерторг" не восстановились до уровня 2014 года.
Но в некоторых сетях говорят о наметившемся росте продаж. Например, в X5 Retail Group в 2017 году наблюдают небольшой рост в продажах как охлажденной рыбы, так и замороженной, в сети магазинов "Азбука вкуса" спрос на охлажденную рыбу снизился в 2015 году примерно на 5% в сравнении с 2014–м, а теперь вышел на уровень 2014 года — таким образом, компания фиксирует рост категории.
Причиной низкого потребления рыбы россиянами по–прежнему остается дефицит дальневосточной рыбы, который связан с трудностями логистики, подчеркивают в X5 Retail Group. В Росрыболовстве с этой проблемой знакомы: для формирования более доступной цены на рыбную продукцию правительство планирует создание пяти–шести оптово–распределительных центров на пути следования рыбы с Дальнего Востока, где сосредоточены основные мощности рыбной отрасли страны,2 по Транссибирской магистрали. В центрах контейнеры с рыбой будут перегружать на автомобильный транспорт и доставлять конечным потребителям. Также обсуждается возможность увеличения числа скоростных грузовых составов с рефрижераторными вагонами для доставки рыбы с Дальнего Востока.

Триумф русской рыбы

После введения эмбарго российским розничным компаниям пришлось искать замену поставщикам из запрещенных Норвегии и Исландии. Так на полках магазинов стало гораздо больше рыбы из Греции, Турции, Чили, стран Азии, с Фарерских островов.
Но и российская рыба смогла найти дорогу на полку. В торговой сети "Карусель" в категории охлажденной рыбы выросла доля поставок из Мурманска, Карелии, с Дальнего Востока, с уходом с рынка атлантической форели приобрела популярность карельская.
В итоге доля отечественной рыбы на полках выросла: по итогам 2016 года она составила практически 75% против 50% в 2014 году, приводит данные Росрыболовство. Показатели сетей отличаются: в магазинах "Ашан" на российскую рыбу приходится 65% продукции, в премиальной сети "Лэнд" — 43%.
"Мы меняли ассортимент в пользу более доступной рыбы. Помогло развитие рыбной промышленности в российских приморских регионах. Наблюдается увеличение спроса на дальневосточную красную рыбу — горбушу, кету, кижуча", — объясняют в X5 Retail Group. Популярными у россиян считаются лосось, форель, треска, сибас, минтай, соленые сельдь, скумбрия и дорада. Чтобы повысить продажи, в ход активно идут промоакции, особенно это касается деликатесной продукции, говорят ретейлеры.
Тем не менее даже дешевой рыбе пока сложно конкурировать с более понятным потребителю мясным продуктом. Люди предпочитают покупать мясную продукцию, зачастую мясо стоит дешевле либо на одном уровне с рыбой, объясняют в ТД "Интерторг".
В "Азбуке вкуса" согласны с трендом: рыба традиционно уступает по объемам продаж мясу, это связано с отсутствием культуры ее потребления и относительной дороговизной, убеждены в компании. В сети "Оптоклуб "Ряды" полагают, что, несмотря на модный ныне ЗОЖ, массовый потребитель по–прежнему очень мало информирован о пользе рыбе и не умеет ее готовить.
Мы не видим предпосылок к тому, что в ближайшее время в пищевых предпочтениях россиян что–то изменится. Тот факт, что россияне потребляют больше мяса, чем рыбы, — это результат сложившейся культуры потребления. Немаловажную роль играют и достаточно высокие цены на рыбу, прежде всего на морскую рыбу. Структура потребления за последние год–полгода принципиально не изменилась. Изменилось поведение покупателей в целом: они стали делать покупки более рационально, а также больше ориентируются на промоакции.
Мария Курносова
директор по коммуникациям и КСО "АШАН Россия"
Российская рыба после эмбарго выросла по цене, но она все равно дешевле, чем импортная. Однако причина снижения потребления не только в ценах. Россия — мясная страна, это исторически сложилось. В советские времена было очень много рыбы хорошего качества. Сейчас нам нужно возвращаться к тому, чтобы больше доверять своим производителям. Замороженная рыба — более безопасный и понятный продукт, чем охлажденная. Но многие россияне боятся покупать любую рыбу, считая ее более скоропортящимся продуктом, чем мясо.
Василий Толстиков
Совладелец Компании Ecofish