ГК "Аксель" судится с "КИА Моторс Рус" из-за отзыва франшизы в Архангельске

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

Контракт с ГК "Аксель" в Архангельске "КИА Моторс Рус" расторг в одностороннем порядке, и теперь дилер требует компенсацию в 50 млн рублей, которые инвестированы в автоцентр KIA. У российских автодилеров уже есть успешный опыт судебных разбирательств с дистрибьюторами.

"КИА Моторс Рус" в одностороннем порядке расторг контракт с ГК "Аксель" в Архангельске. Об этом рассказал административный директор компании Андрей Кузьмин. Сейчас дилер подал в суд на дистрибьютора с требованием компенсации убытков: компания вложила более 50 млн рублей в открытие автоцентра и за год с небольшим работы по франшизе KIA эти вложения не успели окупиться.
Продавать автомобили KIA в Архангельске ГК "Аксель" начала осенью 2015 года. Тогда компания арендовала в центре города 2 тыс. м2 в здании торгового центра и стала единственным дилером марки в городе.
"У нас было дополнительное соглашение с дистрибьютором, по которому до 1 ноября 2017 года мы должны были построить новый автосалон площадью 3 тыс. м2. У нас есть в Архангельске земля, на которой уже работают автосалоны Lexus, Toyota, будет строиться VW. Однако дистрибьютор заявил, что не верит в то, что мы построим этот центр, и расторг контракт. Первое судебное заседание запланировано на начало августа", — сказал Андрей Кузьмин.
ГК "Аксель" в 2016 году продала более 6 тыс. новых автомобилей. В ее портфеле марки BMW, VW, Toyota, Lexus, Renault и 12 автоцентров в Петербурге и регионах. Оборот в 2016 году — более 15 млрд рублей. Продажи машин с пробегом составили около 3,5 тыс. штук. Компания подконтрольна Алексею Безобразову и его партнерам. В планах на 2017 год — продать более 7 тыс. новых автомобилей и более 5,5 тыс. автомобилей с пробегом.
В "КИА Моторс Рус" на запрос "ДП" не ответили. Сегодня автоцентров по продаже KIA в Архангельске нет. Хотя бренд активно развивается на Северо-Западе: в частности, в Петербурге откроется 14-й дилерский центр KIA.
Стоит отметить, что ряд дилеров крайне недоволен работой с корейскими партнерами. "У нас в свое время был опыт работы с Hyundai, и мы не заработали на этом бизнесе ничего, хотя инвестировали в три здания около 700 млн рублей. Как только у компании (РРТ. — Ред.) возникли небольшие трудности, Hyundai расторг контракт. Видимо, за последние несколько лет отношение бренда к дилерам не сильно поменялось. В этом, кстати, принципиальное различие японских и корейских брендов. Японцы всегда думают о том, чтобы дилеры чувствовали себя нормально, а корейцы — нет", — говорит генеральный директор ОАК Олег Барабанов.
Эксперты видят в этой ситуации системную проблему авторынка. За исключением пары брендов импортеры в массе своей давно превратились в коммерческую структуру, считает автоэксперт Евгений Пекарский. "Равноправие в отношениях импортера и дилера кануло в лету. А дилер из партнера давно стал в основном инструментом импортера для получении прибыли. Те стандарты, которые регулярно улучшает импортер, требуют огромных инвестиций. В них даже прописывается, какую плитку и у кого покупать для автоцентра. Причем по цене втрое выше рынка. При этом доходность дилеров постоянно падает, приближаясь в продажах к нулевой рентабельности. Рано или поздно конфликт дилеров с импортером назреет, если уже не назрел", — отмечает Евгений Пекарский.
Сейчас эту проблему пытается решить Российская ассоциация автомобильных дилеров. Как поясняет президент РОАД Олег Мосеев, РОАД планирует подписать соглашение с Ассоциацией европейского бизнеса, к которому затем присоединятся дистрибьюторы и автодилеры. В соглашении будут подробно прописаны взаимоотношения сторон, что позволит избежать неоднозначных и конфликтных ситуаций.
"Сейчас случаи, когда расторжение контракта происходит в одностороннем порядке, единичны. Обычно дистрибьюторы находят формальные причины и только после этого действуют, понимая, что находятся под пристальным вниманием той же ФАС. На моей памяти дилерам удавалось выигрывать суды у дистрибьюторов, но они касались не компенсаций, а расторжения контракта", — говорит Олег Мосеев.
В частности, компания "Модус Новороссийск" судилась с "Хендэ мотор СНГ", который, несмотря на протокол о намерениях и построенный в соответствии с ним автоцентр, отказался в итоге заключать контракт с дилером. Также московский дилер "Авилон" судился с дистрибьютором "Мерседес-Бенц рус", который расторг контракт, ущемляя права партнера. В обоих случаях суды встали на сторону автодилеров.
Отметим, что ранее ряд дилеров подавали в суд с требованием компенсации на автоконцерн GM, который принял решение уйти из России. Нескольким игрокам удалось заключить с ними мировое соглашение.