Крым, труд и кибербезопасность. Чему хотят научить российских школьников

Автор фото: Екатерина Штукина/ТАСС

В российских школах предложили ввести специальные уроки о присоединении Крыма. "ДП" вспомнил, чему еще Министерство образования предлагало научить детей с тех пор, как ведомство возглавила Ольга Васильева.

В Министерстве образования предложили ввести в школах уроки, рассказывающие о присоединении Крыма к России, реакции западных стран на это и введенных Россией ответных санкциях, об этом сообщила газета "Известия". В ведомстве решили, что уроки истории не охватывают происходившее в последние годы в стране, а "у большой доли педагогов общеобразовательных организаций отсутствует достаточная компетенция, позволяющая выявлять из потока информации достоверные факты и события, правильно доносить их до учащихся".
Между тем с момента, как Ольга Васильева сменила Дмитрия Ливанова на посту министра образования и науки, прошел почти год. С тех пор возглавляемое ею ведомство предлагало и другие изменения в школьной программе. "ДП" вспомнил, чему еще собирались научить российских школьников за это время.
Одно из первых предложений нового министра вроде бы и не касалось напрямую образования: в сентябре 2016 года Ольга Васильева предложила вернуть в школы сельские бригады и работу на приусадебных участках. Трудовое воспитание, полагала чиновница, поможет не выпускать из школ "потребителей". Примерно тогда же министр предлагала добавить в школьную программу уроки ритмики.
"Мы мало думаем и делаем для художественного воспитания наших детей, музыкального воспитания. Можно сделать третий урок — ритмика, спортивные движения под музыку", — объясняла она.

На языке звезд и православия

В октябре 2016 года новый министр предложила вернуть в школьную программу астрономию — ею предполагалось заменить второй иностранный язык. Изучение последнего в непрофильных языковых школах Ольга Васильева назвала "профанацией", пояснив: "Дай бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали". Правда, уже через месяц стало известно, что в качестве второго иностранного в школах будут изучать греческий язык. Ольга Васильева и замминистра образования Греции Константинос Фотакис подписали в Афинах соглашение о  двустороннем взаимодействии в образовательной сфере, в рамках которого к языкам, которые школьники могут выбрать как второй иностранный, добавлялся еще и греческий. Стало быть, не такая уж профанация. А в июне этого года РПЦ и вовсе предложила включить в школьную программу церковнославянский язык. Там даже подчеркнули, что знание церковнославянского языка является важным с точки зрения общего культурного и интеллектуального развития человека. Министерство образования, правда, пока, кажется, осталось безучастно к этой идее.

Грамотно и безопасно

Куда более интересные инициативы министра образования были связаны с дисциплинами, ранее не появлявшимися в школьной программе. Например, весной этого года Ольга Васильева предложила обучить всех финансовой грамотности, причем тут предлагалось не тянуть до школы, а начать прямо с детского сада. При этом, что касается школьной программы, финансовую грамотность не планировали выделять в отдельный предмет, а решили преподавать в рамках курса обществознания. Тогда же министр образования выступила еще и с предложением обучить детей навыкам кибербезопасности. Научить школьников противостоять киберугрозам до этого уже хотели Ирина Яровая и Валентина Матвиенко. Последняя с похожей инициативой выступила еще в 2014 году, тогда она предложила время от времени проводить единые уроки кибербезопасности. Ольга Васильева же решила единичными уроками не ограничиваться, а планомерно обучать школьников тому, как защититься в Интернете, — начиная прямо с первого класса. Тут тоже подумали обойтись без отдельного предмета и рассказывать об азах поведения в Сети на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ и даже во внеурочной деятельности.