Подлатать автомобиль онлайн: продажа запчастей перетекает в Интернет

Торговля автотоварами через Интернет растет на 24%, продажи в целом — на 8,6%. Будущее рынка — за магазинами автозапчастей, которые объединены с автосервисами, говорят игроки.

Рынок вторичных автокомпонентов в 2016 году вырос на 8,6%, до 1,3 трлн рублей, подсчитали специалисты "Автостата". В онлайн–сегменте темпы роста были выше. По данным Data Insight, онлайн–продажи автозапчастей и автоэлектроники у 300 крупнейших интернет–продавцов в 2016 году росли на 24% по сравнению с 2015 годом, темпы роста выше, чем у электроники и бытовой техники (22%), но уступают одежде (30%) и игрушкам, товарам для детей (рост на 49%).

Кризис автолюбителей

По данным участников рынка, из–за падения покупательной способности клиенты переходят на более дешевые аналоги, уменьшается спрос на новые запчасти и увеличивается — на бывшие в употреблении. Те, кто может чинить автомобиль самостоятельно, отказываются от услуг СТО в пользу собственного гаража. Именно эта категория петербургских автолюбителей и становится целевой аудиторией интернет–магазинов автотоваров, уверены в "Евроавто" (компания управляет сетью из 22 розничных магазинов и 15 автосервисов).
Как добавляют в компании, покупатели стремятся приобретать более дешевые запчасти — меньше автолюбителей покупают оригинальные компоненты, что неумолимо уменьшает средний чек в магазинах. Наибольшей популярностью сейчас пользуются неоригинальные запчасти, согласны с трендом и в компании "Кардан".
На сайте Avito в Петербурге категория "Транспорт" одна из самых популярных, отмечают в сервисе. Во II квартале ее доля в региональной структуре спроса на потребительские товары составила 21,5% при средней стоимости покупки 7,3 тыс. рублей. Максимальное количество запросов зафиксировано в разделе "Запчасти" — 56,4%. Менее востребованы шины, диски и колеса: на их долю суммарно приходится 29,2%. Спрос на аксессуары, аудио– и видеотехнику, багажники и фаркопы, автокосметику не превышает 5%, а наименьшее число запросов отмечено в подкатегории "GPS–навигаторы" — 0,4%, приводят данные в Avito.

На все руки

Игорь Комолов, основатель сети магазинов автозапчастей "Евроавто", наблюдает рост продаж автозапчастей через интернет–магазины. Бизнесмен связывает эту тенденцию с ценообразованием: покупательная способность снижается, автолюбители ищут в Интернете варианты подешевле.
"Все больше на рынке начинают доминировать "первые руки" — оптовые компании, напрямую везущие товар из–за границы, и они уже предлагают рынку самые низкие цены именно в онлайне", — поясняет Игорь Комолов.
Растет конкуренция и со стороны универсальных интернет–магазинов: "Юлмарт", "220 вольт", Ozon. По данным "Юлмарта", рост спроса на некоторые виды автотоваров составляет 40–50%. За последний год игрок удвоил свою долю на рынке автомобильных шин до 5%. Тем не менее углубляться в категорию автозапчастей такие ретейлеры не спешат. Так, "220 вольт" ввел автотовары в ассортимент примерно 10 лет назад, они занимают менее 1% от оборота компании. "Добавлять автозапчасти мы не планируем, поскольку минимальный ассортимент, с которого стоит начинать, —не менее 3–4 млн позиций и это очень большая нагрузка на склады компании", — объясняет управляющий партнер ГК "220 вольт" Алексей Федоров. По его словам, на рынке уже есть игроки, которые делают эту работу действительно хорошо.
"Может быть, занять существенную долю рынка универсальным интернет–магазинам вроде "Юлмарта" и Ozon не удалось, но они подогрели рынок, ожидания покупателей", — говорит Виталий Кондратьев, генеральный директор сервиса Laf24 (интернет–портал по продаже автозапчастей и 11 магазинов на Северо–Западе).

Бизнес на расходниках

По данным Data Insight, в рейтинге крупнейших интернет–магазинов в категории "Автозапчасти и автоэлектроника" лидирует Exist с оборотом 17,8 млрд рублей в 2016 году. В первом полугодии 2015 года эта компания была крупнейшим интернет–магазином в Рунете (по версии Data Insight) с оборотом 35,4 млрд рублей. Однако игрок существенно сдал позиции из–за конфликта акционеров, который завершился выходом из компании одного из партнеров. В этом году бывший совладелец онлайн–магазина автозапчастей Exist.ru Владислав Доморацкий запустил собственный проект isNext.ru.
Сложности у лидера рынка заставили оживиться других игроков. На втором месте в сегменте "Автозапчасти и автоэлектроника" находится Shinservice.ru с оборотом 4,7 млрд рублей, на третьем — 4tochki.ru (3,1 млрд рублей). Петербургский сервис Autopiter.ru находится на шестом месте с оборотом 1,6 млрд рублей в 2016 году.
"Будущее за игроком, способным закрыть все потребности автовладельцев по эксплуатации автомобиля: предложить и автозапчасти, и услуги по их установке", — убежден Виталий Кондратьев.
Его компания договорилась о партнерстве с компанией Stayer (управляет шестью СТО в Петербурге), которая специализируется на ремонте автомобилей. Партнеры планируют совместно развивать центры обслуживания нового формата с возможностью покупки запчастей и их установки в одном месте.
В компании "Кардан" также признают, что будущее за симбиозом онлайн–торговли и автосервисов, однако с оговоркой, что останутся пользователи, которым интересно покопаться в своем автомобиле самостоятельно.
Направление по продаже товаров категории "Авто" запущено в конце 2013 года и растет примерно на 20% в год. Крупнейшие категории в нашем ассортименте — это шины, масла и аккумуляторы. Продажи аккумуляторов растут на 30%, дополнительного оборудования — на 50% в год. Продажи шин за лето выросли на 40%. Большинство покупателей предпочитают самостоятельно забирать покупки, поэтому мы рассматривает варианты расширения сервисных услуг. Программу по установке шатров с сезонной резиной и шиномонтажа сейчас тестируем в Петербурге, на очереди Московский регион и другие города присутствия компании.
Никита Самарин
директор управления продуктовых линий "Энергия" компании "Юлмарт"
Прежде всего нужно разделить общий рынок и рынок продажи запчастей через Интернет. В деньгах общий рынок упал за последние 2 года на 30–35%, в штуках упал меньше. Просто клиенты стали экономить, уходить от официальных дилеров, закупать запчасти самостоятельно. Интернет–рынок, напротив, вырос примерно на 25%. Когда клиент хочет сэкономить, первое, что он делает, — ищет в Интернете. Я не думаю, что продажи автозапчастей полностью уйдут в Интернет. Где–то 15% останется: срочные покупки — жидкости на доливку, дворники и т. д. Сейчас на интернет–продажи приходится 20–25% общего рынка, через 10 лет будет 80%.
Иван Пика
генеральный директор ООО "Кардан"