Выход из СП с "Силмашем" невыгоден для Siemens

Автор фото: Петр Ковалев
Генеральный директор ОАО "Силовые машины" Роман Филиппов.

Эксперты считают, что угроза германской Siemens выйти из ООО "Сименс технологии газовых турбин" (совместного предприятия с концерном "Силовые машины" Алексея Мордашова) — это всего лишь ритуальные действия, призванные показать, что Siemens не вступала в сговор с российскими властями по поводу Крыма.

Из-за скандала с поставкой турбин для строящихся в Крыму теплоэлектростанций германская Siemens пригрозила выйти из ООО "Сименс технологии газовых турбин" — совместного предприятия с концерном "Силовые машины". Турбины изготовило именно это СП, и, несмотря на запретительные санкции и отказ Siemens от поставок в Крым, агрегаты все же были доставлены на полуостров. Но эксперты считают, что это всего лишь ритуальные действия, призванные показать, что Siemens не вступала в сговор с российскими властями по поводу Крыма.

Купить, чтобы продать

Компания "Технопромэкспорт" (входит в госкорпорацию "Ростех") еще в начале 2015 года заказала заводу "Сименс технологии газовых турбин" (СТГТ) изготовить четыре турбины якобы для новой ТЭС в Краснодарском крае. Стоимость контракта 111,8 млн евро (7,7 млрд рублей).
Завод СТГТ в промзоне Горелово под Петербургом был построен российским концерном "Силовые машины" и германской Siemens (им принадлежит в предприятии соответственно 35% и 65%) и запущен в эксплуатацию в июне 2015 года.
Уже весной 2016-го в Siemens заподозрили, что оборудование будет отправлено не в Краснодар, а на строящиеся на Таманском полуострове Симферопольскую и Севастопольскую ТЭС совокупной мощностью 940 МВт и стоимостью около 70 млрд рублей. "Технопромэкспорт" была выбрана подрядчиком строительства этих двух станций, которые должны были полностью удовлетворить потребности Крыма в электроэнергии.
Крым находится под антироссийскими санкциями, и такие поставки грозили неприятностями как самой Siemens, так и Германии. Но "Ростех" заверил производителя, что турбины не поступят в Крым.
Прошлой осенью СТГТ поставили турбины "Технопромэкспорту", он тут же перепродал их, а "Ростех" заявил, что намерен покупать оборудование для Крыма у иранской Mapna. Но иранская сделка так и не состоялась, и глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что Россия приобретет турбины на вторичном рынке и доработает их с учетом требований крымских ТЭС.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков тоже заверил общественность, что турбины для Симферопольской и Севастопольской ТЭС куплены у российской компании на вторичном рынке и изготовлены из российских компонентов.
Но Siemens чиновникам не поверил, так как располагает информацией, что турбины производства СТГТ все же направлены в Крым. И 11 июля германская компания потребовала расторгнуть сделку с "Технопромэкспортом".
А вчера очевидцы сообщили, что видели на отгрузке в порту Феодосии турбины, похожие на сименсовские, что окончательно вывело из себя германский концерн, и он заявил, что рассматривает возможность выхода из СП "СТГТ" (так со ссылкой на Siemens утверждает европейская пресса).
Ни в "Силовых машинах", ни в Siemens ситуацию не комментируют.

Siemens не будет рубить сук

Некоторые эксперты предполагают, что одной СТГТ дело может не ограничиться, и Siemens пригрозит выйти из другого российско-германского СП — "Интеравтоматика" (Москва). Это производитель автоматизированных систем управления для энергетики. В СП Siemens принадлежит 45,72%, остальное — у структур "Ростеха".
"Скандал с поставкой турбин может отрицательно сказаться на котировках Siemens, поскольку существует угроза попадания концерна под международные санкции. Однако этот риск пока невысоко оценивается рынком. Котировки Siemens сами по себе снизились на 10% за последние 3 месяца (с 133 до 120 евро), и с началом обсуждения проблемы с турбинами ускорения падения пока не произошло", — комментирует Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО "ФИНАМ".
Впрочем, он не верит, что дело дойдет до реального выхода Siemens из капитала СТГТ — ведь это невыгодно, прежде всего, самой германской стороне. Ее долю выкупит "Силмаш", а Siemens лишится заказов на российском рынке (выручка СТГТ в 2015 году превысила 10 млрд рублей).
"В худшем случае концерн заморозит до лучших времен переговоры по своим новым проектам в России, но деятельность действующих предприятий останавливать не будет. Для этого нужны более веские причины. Здесь же, я думаю, все ограничится судебными разбирательствами, которые могут длиться бесконечно долго", — говорит Калачев.
Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев предполагает: то, что делает сейчас Siemens, — это просто необходимые демонстрационные процедуры, которые призваны отвести от германского концерна подозрения в сговоре с российскими властями по поводу поставок в Крым.
Тяжелее сейчас российской стороне — ей нужно найти источник утечки информации об этой поставке. С этим Пушкарев связывает и допрос главы "Силмаша" Романа Филиппова, задержанного вчера сотрудниками Федеральной службы безопасности. После допроса его отпустили, не предъявив никаких обвинений.