Российский автопром начал внушать оптимизм

 

Лучший индикатор состояния экономики — автопром. В последнее время он подает позитивные сигналы. Никакие фондовые индексы, статистические отчеты не отражают реального положения дел в экономике лучше, чем продажи автомобилей. На производстве транспортных средств завязаны почти все отрасли экономики: сельское хозяйство, банки, металлургия, нефтепереработка, химия, легкая промышленность и другие. Бизнес многих из них напрямую зависит от продаж машин. В автобизнесе занято огромное число людей. Например, в Петербурге в производстве транспортных средств занято 48 тыс. человек — это 14% от общей численности занятых в промышленности города.
Автомобиль — изделие с высокой добавленной стоимостью. Вклад в ВВП от продажи одной машины равен десяткам бочек нефти. Конечно, надо сделать поправку на локализацию производства, то есть те комплектующие, которые производятся внутри страны, а не импортируются (именно добавленная стоимость от местного производства комплектующих включается в ВВП). На некоторых местных заводах уровень локализации приближается к 50%. По объему отгруженной продукции петербургский автопром сопоставим с локомотивом городской индустрии — пищепромом. Производители продовольствия нарастили выпуск продукции (в натуральном выражении) за прошлый год на 23% и отгрузили продуктов на 368 млрд рублей. В автопроме выпуск сократился на 6%, а сумма отгруженной продукции составила 375 млрд рублей.
Внутри отрасли все неоднозначно. Количество выпущенных легковых автомобилей сократилось на 7%. А вот производство автокомпонентов выросло на 16%. Прежде всего благодаря экспорту. Из–за девальвации рубля петербургские производители автокомпонентов начали активно предлагать свои изделия в дальнем зарубежье. И, как показывает опыт, очень успешно. Если еще пару лет назад они поставляли комплектующие только на российские автосборочные конвейеры, то сегодня могут похвастаться поставками в Турцию и страны ЕС. Автозапчасти с надписью "Сделано в России" сегодня можно встретить не только в европейской, но и в американской рознице.
С экспортом собранных автомобилей дела обстоят не так хорошо. Все–таки автопроизводители размещали заводы в Петербурге с целью обойти таможенные барьеры и обеспечить машинами российский рынок, а не экспортировать их за пределы РФ. Но сегодня в России спрос на транспортные средства критически низкий, и, чтобы хоть как–то минимизировать убытки, не простаивать, заводы вынуждены работать на экспорт.
В общем, если продажи машин падают, то все плохо. А если начали расти, то дела меняются к лучшему. За прошлый год в Петербурге продано 119,5 тыс. новых легковых авто, что на 4% меньше, чем в 2015 году. Но в декабре продажи начали расти, увеличившись на 1% в сравнении с декабрем 2015–го.
Если этот рост не случайный, позитив в продажах сохранится, то можно говорить, что экономика, во всяком случае Петербурга, достигла дна и оттолкнулась от него. Единственное, что все же смущает в позитивном настроении, так это отсутствие роста в реальных доходах населения. А это значит, что на докризисный уровень производства (393 тыс. авто в год) автопром выйдет не скоро. За прошлый год в городе выпущено 280 тыс. легковых автомобилей.