Как заработать полмиллиона рублей в месяц на енототерапии

Юлия Сибирякова, создательница «Енотовиля», говорит, что это для нее скорее не бизнес, а идейный проект. Своего первого енота она выкупила из рук браконьеров и долго искала общий язык с диким зверем.
Автор фото: Сергей Ермохин
Юлия Сибирякова, создательница «Енотовиля», говорит, что это для нее скорее не бизнес, а идейный проект. Своего первого енота она выкупила из рук браконьеров и долго искала общий язык с диким зверем.
Автор фото: Сергей Ермохин

Юлия Сибирякова (24 года) в обычном петербургском доме поселила енотов и позвала всех желающих к ним гости. Услуги так называемой енототерапии оказались востребованы: "Енотовиль" существует почти год, а до сих пор записаться туда на сегодня–завтра нельзя — все занято. По подсчетам "ДП", клиенты оставляют в "Енотовиле" 400-800 тыс. рублей ежемесячно.

Юлия Сибирякова окончила Санкт–Петербургский университет управления и экономики по специальности "связи с общественностью", работала в СМИ и PR. Бизнес у нее появился как побочный эффект собственного интереса. С детства Юлии нравились еноты, и, когда появилась возможность, она стала их спасать: покупать с рук у браконьеров и нерадивых хозяев. Енотам, живущим в неволе, нужно человеческое время и внимание, объясняет Юлия.
Однако животные настолько обаятельны, что их время стоит дороже человеческого — оно и стало коммерческим продуктом, причем весьма успешным.
"Еноты очень социальные существа. С каждым из них нужно играть как минимум 5 часов в день, чтобы он нормально развивался, — говорит создательница проекта. — В симбиозе с человеком еноты живут до 30 лет, а в условиях дикой природы не доживают и до своего пятилетия. Так пришла идея создания "Енотовиля": животным необходим постоянный контакт с человеком, а людям очень приятно проводить время с нашими енотами".
Юлия арендовала помещение в центре Петербурга, недалеко от Московского вокзала, и сделала там ремонт с прицелом на основных жильцов — енотов. На это она потратила 300 тыс. рублей из собственных сбережений.
Бета–версия "Енотовиля" появилась еще в 2015 году, а официальное открытие состоялось чуть меньше года назад. Сейчас там пять жителей, у всех есть паспорта (ветеринарные).

В очередь к зверям

Юлия продвигала свое детище через группу "ВКонтакте", сеть Instagram, известных блогеров.
Посетители обычно общаются с енотами от 30 минут до 1 часа. Цена визита зависит от дня недели, количества гостей и времени пребывания. Максимально возможная посещаемость — это 14 человек в час, и сейчас часто так бывает, что запись полностью закрыта на ближайшие 2–3 дня. Индивидуальные посещения стоят дороже групповых. Также есть услуги выезда енотов на мероприятия (на дни рождения, свадьбы, фотосъемки и т. д.) — еще более дорогие.
На всем этом, по подсчетам "ДП", "Енотовиль" зарабатывает 400-800 тыс. рублей в месяц. Правда, по словам Юлии, все вырученные деньги сейчас идут на содержание питомцев и дальнейшее развитие проекта. Скоро, например, будет открыт для посещений "детский сад" с енотами–малышами.

Жажда контакта

Конкурентов у "Енотовиля" немало — контактные зоопарки стали популярны в Петербурге несколько лет назад. Около дюжины из них сегодня сфокусированы именно на енотах, например "Лесное посольство", "Хижина енота", "Трогательный зоопарк", "Дом енотов".
Годовой оборот этих енотоориентированных бизнесов — примерно 160 млн рублей, оценивает Виктор Дрягин, руководитель сети "Страна ЕНОТиЯ".
Интерес к контактным зоопаркам стал активно расти в 2013 году, рассказывает Виктор Дрягин. Правда, в 2017 году, по его мнению, спрос упал чуть ли не вполовину к уровню 2016 года.
"Рынок сейчас переполнен. Популярность контактных зоопарков зависит от целого множества факторов, начиная от погодных условий и заканчивая финансовым положением людей, — говорит Виктор Дрягин. — Однако контактные зоопарки, несмотря на спад спроса, все равно пользуются огромной популярностью. Трудно говорить о том, что мода на них пропадет. Целевая аудитория — дети, а они всегда будут хотеть контакта с животными. Подобные проекты стали формой полноценного отдыха для всей семьи".
В условиях высокой конкуренции естественен процесс отсева лишних игроков, и с рынка уйдут те зоопарки, которые больше похожи на зверинцы. По мнению Виктора Дрягина, сейчас комфортные условия для животных и посетителей — главное условие успеха такого проекта.