Борьба за Выборгский порт ведет его к остановке работы

Автор фото: Ермохин Сергей

Выборгский порт на грани остановки из-за корпоративного конфликта, одним из участников которого стал опальный предприниматель Виталий Архангельский, проживающий теперь в Ницце.

Единственный стивидор Выборгского порта — ООО "Портовое оборудование", принадлежащее Виталию Архангельскому через ООО "ОМГ Портс", — преднамеренно обанкротился. К такому заключению пришел конкурсный управляющий Артем Соболев. Он проанализировал деятельность компании и обнаружил признаки преднамеренного банкротства. Виталий Архангельский говорит, что не знает о происходящем в компании с того момента, как покинул Россию в 2009-м. Однако, по словам конкурсного управляющего, существует связь между Виталием Архангельским и ООО "Портовое оборудование", задолжавшим банку "Возрождение" 2,5 млрд рублей и подавшим иск о собственном банкротстве в 2014 году. Права на взыскание долга банк переуступил ООО "Олбия", а оно в феврале этого года подало в петербургский арбитраж иск о признании банкротом Виталия Архангельского.

Подготовка к банкротству

В преддверии банкротства "Портовое оборудование" "начало осуществлять действия, заведомо влекущие неспособность общества удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а именно: действовать во взаимоотношениях с имеющимися заказчиками с привлечением агента; переводить финансово-хозяйственную деятельность на другое юридическое лицо путем реализации и сдачи в аренду по нерыночным ценам имущества; сдавать в аренду и реализовывать имущество, без которого невозможна основная деятельность компании", говорится в заключении конкурсного управляющего. По его мнению, данных обстоятельств достаточно "для признания осуществления руководством преднамеренного банкротства".
Из заключения конкурсного управляющего следует, что договоры на оказание стивидорных услуг в порту Выборга в ноябре 2012 года заключаются с ООО "Порт Логистик". Этой компании "Портовое оборудование" сдавало внаем оборудование и другое имущество по заниженным арендным ставкам, а также передало в субаренду причалы порта по цене, практически равной стоимости данной аренды у ФГУП "Росморпорт".
Часть движимого имущества (в частности, портовые краны, экскаваторы, тягачи) "Портовое оборудование" продало новому стивидору. В новую компанию перешел и персонал. Среднесписочная численность сотрудников "Портового оборудования" снизилась с 250 человек в 2012 году до четырех человек в 2016 году. Указанные обстоятельства также свидетельствуют о преднамеренном банкротстве компании, отмечается в заключении. Выручка "Портового оборудования" сократилась с 462 млн рублей в 2012 году до 72 млн рублей в 2016-м. Обороты "Порт логистик" за тот же период возросли с 240 тыс. рублей до 540 млн рублей.
Ущерб, нанесенный "Портовому оборудованию", конкурсный управляющий оценивает в 1,75 млрд рублей. "Эта сумма включает прямые потери 750 млн рублей и потери от остановки деятельности, упущенную выгоду", — говорит Артем Соболев. По его словам, заключение и все материалы по нему будут переданы в полицию для проведения проверки и возбуждения в отношении лиц, причастных к совершению преступления, уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 196 УК РФ "Преднамеренное банкротство".

Кто виноват?

Возглавляла "Портовое оборудование" до банкротства Ольга Лукина. Она не стала комментировать ситуацию, сославшись на то, что переживает за свою безопасность, а также добавила, что действовала исключительно по закону, стремилась выполнять социальные обязательства перед сотрудниками компании и налоговыми органами. У Ольги Лукиной есть другая компания, которая сегодня ведет деятельность на территории выборгского порта, — ООО "Премин" с оборотом менее 1 млн рублей. Компания создана в марте 2013 года.
ООО "Порт Логистик" учреждено тремя иностранными фирмами — Artemista Finances Corp. (Британские Виргинские острова), "Прэшэс Стоунс Инвестментс ЛТД" (Белиз), "Урмена Джи Эм Би Эйч" (Маршалловы острова) — и Татьяной Майоровой, которая возглавляет "Порт Логистик". Майоровой принадлежит 0,31% долей, а остальным партнерам по 33,23%.
Источники в отрасли предполагают, что за этими компаниями может стоят Виталий Архангельский. Правда, сам он говорит, что с того момента, как покинул Россию, не знает, что происходит в порту.
Конкурсный управляющий обнаружил документы, подтверждающие, что его жена Юлия Архангельская получала до конца 2016 года зарплату в "Портовом оборудовании". Конкурсный управляющий не исключает, что банкротство компании проводилось с ведома и по инициативе Виталия Архангельского.
Андрей Ковтун, заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" — начальник Выборгско-Высоцкого управления, предполагает, что за "Порт Логистик" могут стоять те же люди, что и за "Портовым оборудованием". "Татьяну Майорову я ни разу живьем не видел. Видел только документы, ею подписанные. Общался обычно с Ольгой Лукиной, — говорит Андрей Ковтун. — Мы стараемся в этот конфликт не вмешиваться, занимать нейтральную позицию, соблюдать закон. Мы заинтересованы в том, чтобы порт продолжал действовать, чтобы 300 человек не остались без работы".

Без вина

Между тем порт на грани остановки. Конкурсный управляющий Артем Соболев, возглавляющий сейчас "Портовое оборудование", расторг договоры субаренды на причалы с компанией "Порт Логистик". В свою очередь, субарендатор обжалует эти действия в суде. "Патовая ситуация. "Порт Логистик", получившее контроль над портовыми коммуникациями, угрожает отключить электроэнергию и воду, если компанию выдавят из порта", — говорит источник, знакомый с ситуацией.
Порт Выборг — самая маленькая гавань по грузообороту среди российских портов на Балтике. С начала 2017 года он обработал чуть больше 160 тыс. тонн грузов, что меньше 1% от грузооборота балтийских портов. В последние годы номенклатура переваливаемых портом грузов сокращается. Сейчас он обрабатывает в основном уголь и минеральные удобрения, а еще 3 года назад порт переваливал виноматериалы, но винный терминал закрылся. Освободившиеся причалы планирует арендовать ООО "Премин" Ольги Лукиной.
Выборгский порт считался последним крупным активом Виталия Архангельского в России. В 2009 году в результате конфликта с главой банка "Санкт-Петербург" Александром Савельевым Виталий Архангельский эмигрировал во Францию. И там занялся посредническим бизнесом — сдает в аренду самолеты.