MAN прирос новым центром за 10 млн евро

Производитель грузовых машин и автобусов открыл новую сервисную станцию в расчете на рост продаж в Петербурге и в целом по России. Однако участники рынка считают, что это может привести к разрыву контракта с действующим дилером марки "Аларм Моторс".

Производитель автобусов и грузовых автомобилей MAN открыл новый центр в Петербурге на Московском шоссе на площадке в 3 га. Общая площадь центра составляет 28,1 тыс. м2, он рассчитан на обслуживание 24 транспортных средств одновременно. В него инвестировано 10 млн евро.
Центр переехал с арендованных площадей на Воздухоплавательной улице, где работал с 2006 года. "Наша задача — усилить позиции в регионе и поддержать динамику рынка. Центр расположен очень удобно, — отметил генеральный директор "MAN Россия" Питер Андерсон. — Эта станция самая современная в мире на сегодняшний день". В целом по России у компании 53 станции.
Сколько планируется продавать и обслуживать грузовых автомобилей, в новом центре в компании не уточнили. Крупные клиенты MAN в Петербурге — "Лента", "Монополия", "СЗТЛК", "Транко".  

Непредсказуемый рост

По итогам первых 5 месяцев 2017 года рынок новых грузовых автомобилей в России составил около 25 тыс. единиц — на 40% больше, чем за тот же период прошлого года.
По данным "Автостат", в мае 2017 года продажи достигли 5,6 тыс. единиц, что на 68,6% больше, чем годом ранее. Лидерами остаются российские производители. Это KAMAZ, на долю которого в мае пришлась третья часть рынка (1,9 тыс. штук, что на 48% выше аналогичного периода 2016 года). На втором месте — GAZ, показатель которого составил 689 автомобилей (+28,8%). Замыкает первую тройку шведский Volvo (384 штук). MAN находится на восьмом месте с результатом 270 машин, что на 309% больше, чем в мае 2016 года.
По данным агентства Эвитос-Информ, рынок большой европейской семерки (в нее входят грузовые автомобили, помимо MAN, — Mercedes, Scania, Volvo, DAF, Renault, Iveco) в январе-мае 2017 составил 6708 машин, что на 4514 больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или на 205,7%. Показатели MAN за этот период составили 1068 машин, что на 476 больше по сравнению с аналогичным прошлого года или на 80,4%. Доля рынка MAN в европейской семерке за период январь-май 2017 составляет 16,0%
"Рынок действительно растет, — говорит руководитель "Скания сервис-Сертолово" Анна Шульгина. — Кризисная история слишком затянулась, отсюда столь резкий рост. Но важно, чтобы он был прогнозируемый. Дело в том, что что многие новые европейские продукты, которые в состоянии подогреть рынок, пока не прошли необходимые процедуры и не поставляются в Россию. Кроме того, портфель заказов формируется заранее, и европейские концерны часто не в состоянии обеспечить возросшие потребности. В итоге спрос выше складских запасов".
По ее словам, никто пока не может быть уверен, что рост продлится долго. "Тем более евро пошел вверх, и это несколько охладит покупателей", — отмечает Анна Шульгина.
На Северо-Западе продажи грузовых автомобилей MAN в январе-мае 2017 года составили 90 единиц, тогда как годом ранее всего 23, рост составил 310%. Доля рынка в сегменте выросла с 3,9 до 8,4%, отмечают в компании. При этом в 2016 году продажи MAN в СЗФО составили 150 машин,  а годом ранее — 125. Сегодня доля рынка бренда в СЗФО — это 12% от общего объема продаж европейской семерки.

Риск разрыва

Сегодня в Петербурге, помимо центра, который открыл непосредственно концерн, также есть 2 центра по техническому обслуживанию марки, один из которых принадлежит автохолдингу "Аларм Моторс". Интрига в том, что центры работают практически в 1,5 км друг от друга, а значит, между ними развернется борьба за клиента. Впрочем, Питер Андерсон уверен, что это не помешает бизнесу.
"Когда мы рассматривали вопрос, где разместить станцию, то планировали дорогу между Москвой и Петербургом. Прежняя станция также располагалась недалеко от партнеров, хотя и не так близко. Но я не думаю, что это сильно ухудшит ситуацию", — говорит он.
Генеральный директор "Аларм Моторс" Роман Слуцкий конкуренции не боится. "Мы уверены, что сможем успешно сосуществовать со станцией, которой владеет MAN. Наши операционные издержки существенно ниже, чем у производителя, он спроектирован без гигантизма. Но, пожалуй, самое главное наше конкурентное преимущество — это гибкость во взаимоотношениях с нашими клиентами", — говорит он. По его словам, как правило, у любого клиента в парке не только техника MAN, но и легковые и грузовые автомобили других брендов, также различная прицепная техника.
"В отличие от собственной станции завода-производителя, мы предлагаем своим клиентам полный сервисный контракт на обслуживание всего его автопарка. Эта услуга очень востребована среди корпоративных клиентов", — рассуждает Роман Слуцкий.  
Однако других игроков рынка грузовых автомобилей политика производителя смущает. Директор по развитию  ООО "Звезда Трак" (грузовые автомобили Daimler) Константин Воронов отмечает, что развитию новой площадки MAN может помешать несколько факторов. "Конкурировать с расположенным поблизости "Алармом" будет непросто, потому что компания давно работает на рынке и имеет обширную клиентскую базу, тем более основной региональный парк MAN — это постгарантийные автомобили. Я, кстати, не исключаю, что в ближайшее время "Аларм" может выступить с инициативой по расторжению контракта", — говорит он.
По словам Константина Воронова, в этом случае дилер может предлагать клиентам аналоговые запчасти MAN, что скажется на стоимости обслуживания не в пользу нового центра. "Хотя продажи грузовых машин растут, и это позитивная тенденция, основные доходы игроков в этом сегменте идут с сервисного обслуживания", — заключает он.