Владелец сети SPAR покупает супермаркеты "Смайл"

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

ТД "Интерторг" покупает сеть супермаркетов "Смайл", чтобы на их месте открыть SPAR. Сумма сделки могла составить более 100 млн рублей.

Торговый дом "Интерторг" договорился о покупке магазинов "Смайл" и в течение 1,5 месяцев на их месте откроет супермаркеты SPAR (развивает бренд по франшизе в Северо-Западном регионе), рассказал источник в компании. В сети "Смайл" от комментариев отказались. В двух магазинах "Смайл" в Девяткино сообщили, что магазины закроются на днях и в июле на их месте начнет работу сеть SPAR.
В Петербурге работают семь объектов сети "Смайл", все они находятся в арендованных помещениях, преимущественно в районе новостроек. В сделку вошли права аренды 11 торговых точек, сообщил источник в "Интерторге", а также оборудование действующих точек. "Мы всегда открыты для покупки других сетей и ведем переговоры с некоторыми средними и крупными сетями о покупке", — говорит представитель компании. Сумму сделки стороны не раскрывают, однако, по оценкам экспертов, она могла составить около 100 млн рублей.
Сетями "Гастроном 811" и "Супермаркет "Смайл" в Петербурге управляет ООО "Гастроном 811". В начале весны в Петербурге работали три "Гастронома 811" и семь "Смайлов". Тогда же компания сообщила о запланированном расширении на пять объектов (по двум уже был заключен договор аренды).

"Гастроном 811" работает в городе около 10 лет, но сеть сократилась с 16 магазинов до трех. Формат супермаркетов компания стала развивать с 2014 года. Единственный владелец ООО "Гастроном 811", по данным СПАРК, Наталья Иванова. Раньше торговая сеть "Гастроном 811" находилась под управлением ООО "Центральные булочные", принадлежавшего в равных долях Сергею Толмачеву и Муртазали Магомедову. В 2015 году оборот компании составил 1,3 млрд рублей, убыток — 30 млн рублей, следует из данных СПАРК.
У ТД "Интерторг" на Северо-Западе — 117 супермаркетов SPAR, из них в Петербурге 57 супермаркетов. Инвестиционная программа "Интерторга" предполагала запуск 64 новых магазинов на Северо-Западе и в Центральном регионе, строительство трех гипермаркетов SPAR. Ее объем — 8-9 млрд рублей. В 2016 году выручка "Интерторга" составила 80 млрд рублей, сеть насчитывала 468 объектов ("Народная семья", "Идея"). Доля "Интерторга" на продовольственном рынке Петербурга, по данным Петербургского УФАС, составила в 2016 году 10,34%.
Сеть "Смайл" пыталась найти покупателя с прошлого года, говорит один из участников рынка, в переговорах с собственниками фигурировала сумма более 100 млн рублей, в нее входили и аренда, и оборудование. Совокупная торговая площадь магазинов "Смайл" составляет 7 тыс. м2, знает источник. "Сумма похожа на правду, она небольшая, но и "Смайл" нельзя назвать крупной сетью", — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOline. Сделка удачная для "Интерторга", формат "Смайла" близок к SPAR, у сети хорошая репутация, а за счет готового ремонта и подходящего оборудования запуск супермаркетов SPAR пройдет быстро, добавляет он.
Подобные сделки — не редкость для Петербурга. За последние годы один из магазинов "Диета-18" выкупил SPAR, часть магазинов "Сетка" отошли ГК "РеалЪ", в феврале ООО "Любавушка Ритейл Груп", оператор сетей "Полушка" и "Лайм", купила девять магазинов местной сети "Лукошко". "Локальные сети находятся сейчас в режиме выживания, у таких компаний ресурсов гораздо меньше, чем у крупных федеральных игроков. К тому же развиваться сейчас в Петербурге в принципе тяжело, город перенасыщен магазинами", — сетует Михаил Ломоносов, вице-президент по коммерции холдинга "Продовольственная Биржа" ("Полушка", "Лайм").
Тем не менее федеральные игроки редко покупают мелкие сети, предпочитая органический рост. "Как правило, им нужны сети из 10 магазинов и более, без оборудования, кроме того, они заключают сложные договоры, неудобные ни для продавца, ни для собственника помещения, местным игрокам гораздо проще договориться друг с другом о покупке", — констатирует владелец одной из региональных сетей.