Наталья, Петр, Матильда. Историк Лев Лурье о царях и балеринах

Автор фото: ТАСС

 

В Екатеринбурге вышла брошюра Петра Мультатули "Ложь Матильды". Молодой кандидат наук в свои 38 лет написал уже 21 книгу, эта — 22–я. "Убийство царской семьи. Мог ли приказ о расстреле прийти из Америки?" — так называется одна из статей Мультатули. Как гордо сообщается в апологетической статье Википедии, "в 2015 году П. В. Мультатули в книге "Противостояние "Утомленным солнцем". Кто ведет войну с фильмами Никиты Михалкова" пришел к выводу, что кампания против фильма исходила от тех, кто хочет разрушать нашу страну, наше государство, нашу нравственность".
Мультатули привлекла Наталья Поклонская для того, чтобы юридически обосновать запрещение фильма Алексея Учителя "Матильда" как клевещущего на последнего государя. И Мультатули заключает: "На основе изученного комплекса источников нет никаких оснований полагать, что между наследником и Кшесинской были интимные отношения".
Нет худа без добра. Непримиримая борьба депутата Госдумы с еще не вышедшим на экраны фильмом заставляет внимательнее вглядеться в историю быта и нравов царствующей семьи.
Первое, что вызывает недоумение: а что греховного в связи двух молодых, но уже совершеннолетних людей? Николаю Александровичу было 22, когда он познакомился с 18–летней выпускницей Театрального училища Матильдой Кшесинской. Осенью 1892 года он подарил Кшесинской особняк на Английском проспекте, и только с этого времени, скорее всего, началась их близость, продолжавшаяся до помолвки цесаревича и Алисы Гессенской весной 1894 года.
У всех русских императоров и императриц были связи вне брака, большинство Романовых изменяли своим законным женам и мужьям. Петр Великий — сначала первой жене с Анной Монс и Мартой Скавронской, потом второй — с Марией Кантемир. Екатерина I изменяла мужу с Виллимом Монсом. Петр III предпочитал жене Елизавету Воронцову, ну и будущая Екатерина II, как известно, изменяла мужу налево и направо. Павел I, уже женатый на Марии Федоровне, последовательно менял Разумовскую, Жеребцову, Нелидову и Лопухину. Александр I имел несколько совместных детей с Марией Нарышкиной. У Николая I было множество случайных связей и долгий роман с Варварой Нелидовой. Александр II при живой жене поселил в Зимнем дворце Екатерину Долгорукую. Александр III хранил супружескую верность, но до женитьбы имел страстный роман с Марией Мещерской. Чем же провинился цесаревич Николай? Он только следовал семейным обыкновениям.
Не случаен был и выбор именно балерины в качестве подружки.
Кшесинская и Николай проводили ночи в особняке на Английском проспекте, где до этого его двоюродный дед великий князь Константин Николаевич жил с балериной Анной Кузнецовой; его брат Николай Николаевич завел вторую семью с балериной Екатериной Числовой. Почти у всех знаменитых балерин были высокопоставленные покровители: Шереметьев у Истоминой, Милорадович у Телешовой, Дурново у Бакеркиной, Дандре у Павловой, великий князь Гавриил Константинович у Неслуховской.
В том, "что между наследником и Кшесинской были интимные отношения", сомневаться смешно. Даже если считать, что мемуары балерины насквозь лживы, а хранящиеся в Музее Бахрушина ее дневники — подделка, остается множество свидетельств современников.
Скажем, знаменитый дипломат граф Владимир Ламсдорф пишет в своем дневнике: "21 января 1894 года. Наследник продолжает забавляться с балериной Кшесинской; один из молодых людей нашей канцелярии как–то на днях вечером был у этой танцовщицы, когда ей принесли записку от наследника–цесаревича; он сообщил, что сейчас задерживается у больного отца, но обязательно приедет, как только представится возможность". Или 4 апреля 1894 года: "Начальник полиции Валь жалуется на трудности, возникающие у полицейских при ночных посещениях балерины наследником–цесаревичем. Великий князь предпочитает возвращаться от нее пешком и инкогнито".
Николай II, как и убитые в Орде князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской, были канонизированы как страстотерпцы. Их святости никак не могут помешать невинные увлечения юности. Так что Наталья Поклонская и Петр Мультатули стучатся в открытую дверь, барабанят по пустоте. Но шума — много.