Бесправное ТВ: смогут ли российские телеканалы позволить себе права на трансляцию ЧМ-2018

Автор фото: Коньков Сергей

Российские телеканалы с трудом договорились с ФИФА о покупке прав на трансляцию Кубка конфедераций 2017 года за $4,5 млн. На продаже прав на трансляцию чемпионата мира 2018 года ФИФА планирует заработать больше $3 млрд — цена показа матчей для России составит около $120 млн, и российские каналы уже назвали эту цену неприемлемой.

ФИФА планирует заработать на продаже трансляций прямого эфира с матчей чемпионата мира по футболу 2018 года свыше $3 млрд. Поэтому стоимость трансляции для российских телеканалов, назвали цену футбольные чиновники, составит около $120 млн.
Но Россия считает цену неприемлемой и надеется сбить ее до уровня 2014 года, когда за трансляцию игр из Бразилии они заплатили только $32 млн. Учитывая, что о цене трансляций для Кубка конфедераций Россия и ФИФА договорились только за две недели до матча открытия и жестоко торговались, пока не сбили ценник до $4,5 млн, покупка прав на трансляцию домашнего чемпионата мира может попасть под вопрос.
С одной стороны, цена $120 млн сопоставима с предыдущими чемпионатами. По данным Bloomberg, телекомпания ESPN заплатила за трансляции мундиаля в Бразилии $100 млн. Однако у российских бродкастеров совершенно иная точка зрения. Во-первых, генеральный директор холдинга "Газпром-медиа" Дмитрий Чернышенко, который также возглавляет Континентальную хоккейную лигу, назвал цену $120 млн завышенной втрое по сравнению с 2014 годом. А во-вторых, в 2014 году доллар еще стоил около 30 рублей, а по сегодняшнему курсу приближается к 60 рублям. Значит, цена выросла не в три, а в шесть раз.
Больше заплатили и все остальные компании. По подсчетам швейцарской консалтинговой компании Swiss Appraisal, телеканал Fox заплатил совокупно за телеправа на показ в США мировых футбольных первенств в России и в Катаре (этот мундиаль пройдет в 2022 году) около $500 млн.
Но если ESPN или Fox могут рассчитывать отбить вложения, то российский рекламный рынок несопоставим с американским — специалисты "Матч ТВ" считают, что порог окупаемости такого крупного турнира, как чемпионат мира по футболу, для российского ТВ — $30 млн. Если цена $120 млн не будет снижена, на колоссальные убытки никто не пойдет. Тем более стоит учитывать, что матчей сборной России, которые собирают гораздо больше болельщиков у экрана, может быть не так и много — на чемпионате мира 2018 года наша сборная гарантированно сыграет только три матча в своей группе, а вот выход в плей-офф зависит от успешного выступления на групповом этапе.

Долгие переговоры

История знает случаи и более резкого скачка цен. Телеправа на чемпионат мира 2002 года в Японии и Корее у ФИФА полностью выкупил немецкий магнат Лео Кирх за $2,4 млрд. Чтобы отбить такие вложения, предприниматель установил заоблачный ценник для трансляции. Например, России, заплатившей за трансляцию мундиаля во Франции всего $4 млн, сначала было предложено выложить $150 млн. Лишь за 4 дня до первого матча российской команды на турнире удалось достичь консенсуса и цены $20 млн. Позднее, чем Россия, контракт в 2002 году подписали только турки.
На чемпионаты 2006 года в Германии и 2010 года в ЮАР сборная России не попала, однако за каждый пакет трансляций было заплачено сполна — российские телеканалы, по открытым данным, заплатили за трансляции из Германии $25 млн, а за южноафриканский мундиаль $29 млн. И тогда о дороговизне речи не шло. Наоборот, экс-президента ФИФА Йозефа Блаттера обвинили в продаже прав на трансляцию в страны Карибского бассейна в 2010 и 2014 годах по заниженным ценам. Права на трансляцию получил телеканал CFU, которым руководил бывший вице-президент ФИФА Джек Уорнер. Расследовавшая тему швейцарская телекоммуникационная компания SRF пришла к выводу, что права должны были стоить в несколько раз больше.
Бизнесмены готовы помочь с деньгами. Председатель правления Альфа-Банка Андрей Соколов в апреле заявил о готовности предоставить российским телеканалам кредит для покупки трансляции. До такого еще не доходило — до сих пор российским телеканалам удавалось договариваться с ФИФА. Как рассказал "ДП" глава оргкомитета-2018 Алексей Сорокин, пока в Альфа-Банк никто не обращался.
Тем более что ежегодно "ФИФА ТВ", устанавливающая окончательную цену для каждой страны, идет на уступки — даже в случае с Кубком конфедераций телеправа резко потеряли в цене прямо перед стартом турнира, что и позволило российским телеканалам показать матчи в прямом эфире.
Но Россия на этот раз не совсем обыкновенный покупатель — отступать в цене стране — хозяйке турнира практически некуда. Если бы речь шла о турнире в другой стране, можно было бы снова доторговаться до последнего дня, но домашний чемпионат мира не анонсировать заранее невозможно. Время работает против телеканалов — начинать анонсы и, соответственно, рекламировать что-либо можно только после покупки телеправ.

Классика с "эль-классико"

Рынок прав трансляции — классический пример несовпадения желаний и возможностей. Имея возможность показывать относительно недорогой чемпионат Чехии, телеканалы не будут этого делать: в этом турнире почти нет известных футболистов, и популярностью он не пользуется. Показ самого дорогого в мире чемпионата — Английской футбольной премьер-лиги, которая на продаже телеправ зарабатывает больше $1 млрд, — для большинства телеканалов не по карману.
Конкретнее ситуацию иллюстрирует проблема с трансляцией на российском "Матч ТВ" одного из самых ожидаемых футбольных событий года — матча "эль-классико", в котором сойдутся сильнейшие команды испанской "Ла Лиги" — "Барселона" и мадридский "Реал". Показ испанского первенства, по оценкам Bloomberg, стоит $650 млн. Это в 25 раз дороже, чем права на Российскую премьер-лигу. Отдельно один матч купить нельзя. Для трансляции "классико" придется выкупать права на целый чемпионат, в котором около 200 игр. Учитывая, что болельщики, скорее всего, посмотрят только одну-две, не каждый телеканал решится покупать весь турнир.
Тем не менее в России достаточно любителей испанского суперматча: по оценкам "Матч ТВ", в Интернете платную трансляцию ежегодно смотрят 8 млн россиян. При этом денег с продажи рекламы во время матча не хватает даже на самоокупаемость. Переговоры по "классико" идут уже третий сезон. С момента основания "Матч ТВ" в 2015 году телеканал торгуется с правообладателями. Генеральный продюсер телеканала Тина Канделаки пообещала, что, как только ей удастся найти способ хотя бы не попасть в минус, игру покажут на российском телевидении.
Сделать платными показы матчей чемпионата мира российские телеканалы вряд ли решатся. Кроме того что подавляющее большинство зрителей к платному просмотру не приучены, это чревато еще и политическим провалом, ведь сам факт проведения ЧМ в России с самого начала подавался как большой международный триумф. Власть не рискнет лишить россиян возможности наслаждаться плодами этого триумфа.

Бесправное телевидение

Как и в случае с билетами, ценник на телетрансляции определяется футбольной федерацией практически в единоличном режиме. Он устанавливается для каждой страны исходя из подсчета общих затрат и предполагаемой прибыли ФИФА. В отличие от билетной программы, значительная прибыль с которой остается у страны-организатора, все заработанные на телеправах деньги оседают в ФИФА. Торговля телевизионной картинкой — основной доход федерации, за счет которого содержатся проекты по развитию и популяризации футбола. О трепетном отношении ФИФА к телеправам говорят и жесткие правила, которые действуют на Кубке конфедераций для журналистов и болельщиков.
Например, все сотрудники телеканалов, не входящих в пул правообладателей, автоматически лишаются права посещения стадионов во время матчей от своих компаний. Так федерация защищается от пиратства. Все допущенные до просмотра футбола СМИ предупреждены: любая видеозапись игр, а тем более трансляция в Интернете, незаконна. Специальные комиссары следят за журналистами — за покушение на телеправа ФИФА можно не только лишиться аккредитации, но и получить штраф.
Российские чиновники пока аккуратно комментируют ситуацию, но даже сейчас можно смело сказать: государство не станет помогать телекомпаниям с покупкой телеправ. "Это большой и дорогой рынок. Государство в это не вмешивается, так как это вопрос переговоров между ФИФА и телеканалами", — сказал "ДП" министр спорта РФ Павел Колобков.
В любом случае в аудитории заинтересованы как ФИФА, так и российские телеканалы. Директор департамента ФИФА по проведению соревнований и мероприятий Колин Смитт рассказал "ДП", что 12 матчей группового этапа Кубка конфедераций посмотрели жители 183 стран, а отдельно матч Россия — Португалия — 8 млн россиян. Если стороны не смогут договориться о покупке трансляции чемпионата мира 2018 года, пострадает имидж как у ФИФА, так и у России, уверен Смитт.