Как назначение Михаила Демиденко в Севастополе поможет экспансии петербургского бизнеса в Крыму

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Экс–глава комитета по строительству Михаил Демиденко будет курировать застройку Севастополя на посту начальника департамента капстроительства. Это может ускорить экспансию петербургского строительного бизнеса в Крым. До сих пор процесс тормозился.

Экс–глава комитета по строительству Петербурга Михаил Демиденко на этой неделе назначен на пост начальника департамента капитального строительства Севастополя. Его предшественника уволили за махинации с квартирами для ветеранов Великой Отечественной войны: двум пожилым людям предоставили одну квартиру, разделенную перегородкой. Выходец из петербургского правительства теперь будет контролировать застройку Севастополя и приватизацию помещений, а также штрафы за административные нарушения на городских стройках. Он же будет привлекать новых инвесторов в строительную отрасль региона. Среди них наверняка окажется немало петербургских девелоперов. До сих пор экспансия застройщиков Петербурга на рынок Крыма шла очень вяло из–за бюрократических барьеров.

Наш в Крыму

Собеседники "ДП" в строительной отрасли разошлись в оценках факта назначения Михаила Демиденко. Одни называли его новую должность почетной ссылкой. "Денег мало, работы много, а пост чиновника на спорных с международной точки зрения территориях может негативно сказаться на его дальнейшей карьере", — сказал один из собеседников "ДП". Другие, напротив, прогнозируют успех. "Если бы его назначили в 2014 году, во время сложного переходного периода, можно было бы назвать это ссылкой. Хотя, учитывая погоду в Петербурге, Крым в любом случае ссылкой не кажется", — отметил президент компании "Пантикапей" Дмитрий Яковенко.
"Пока рано давать оценку. Нужно посмотреть, каковы будут результаты работы спустя 2–3 месяца после выборов губернатора Севастополя, которые пройдут в начале сентября", — поделился мнением исполнительный директор ГК "С. Э. Р." Павел Бережной.
До назначения в Крым Демиденко занимал пост гендиректора строительной компании "РК Строй", входящей в структуру банка "Российский капитал". В ЕГРЮЛ он до сих пор значится гендиректором фирмы, но в "Российском капитале" вчера заверили "ДП", что он уже уволился, а данные в реестре, видимо, еще не обновились.
"РК Строй" отвечает за достройку объектов обанкротившегося СУ–155. Ранее достройку также курировал экс–вице–губернатор Петербурга Марат Оганесян, занимавший пост старшего вице–президента в "Российском капитале". В Смольном Михаил Демиденко мог считаться человеком из команды Оганесяна. Напомним, осенью 2016 года Оганесян был задержан по подозрению в мошенничестве при строительстве стадиона на Крестовском острове и сейчас находится под арестом.
Кстати, Михаил Демиденко — не единственный выходец из Петербурга, направленный поднимать Крым. Министром транспорта Крыма в свое время был назначен Андрей Беcсалов, который в Петербурге руководил строительством Усть–Лужского контейнерного терминала, а его заместителем — Вячеслав Петушенко, который руководил петербургской дирекцией, отвечавшей за работу и ремонт КАД. Правда, затем оба покинули свои посты, а на их место пришли другие чиновники. Работу крымской отрасли ЖКХ налаживал владелец петербургского ПАО "ГИТ" Грант Агасьян.

Заморозка стройки

В Севастополе, который считается отдельным субъектом РФ, застройка ведется активнее, чем на остальной части полуострова. Еще весной глава республики Сергей Аксенов ввел запрет на стройку в Алуште, Евпатории, Керчи, Судаке, Саках, Феодосии, Ялте и Симферополе, а также в шести районах Крыма. Он объяснил это необходимостью спокойно разработать новые градостроительные документы и разобраться с результатами хаотичного строительства прошлых лет.
К слову, в разработке градплана Ялты участвует владелец петербургского НИИ перспективного градостроительства Сергей Митягин. Однако недавняя презентация документа обернулась скандалом: Сергей Аксенов обвинял проектировщиков в лоббировании интересов бизнеса и потребовал "однозначно выкинуть генплан на помойку". При этом девелоперы отмечали, что разработка плана заново, с нуля, станет катастрофой, поскольку заморозит работы еще на несколько лет.
"Решать вопросы в Крыму, за исключением Севастополя, сейчас удается только в режиме ручного управления. Например, появилось якобы негласное, неофициальное распоряжение для крымского подразделения Росреестра не регистрировать сделки с недвижимостью. Теперь те, кто купил квартиры в новостройках в курортных зонах с инвестиционными целями, не могут их перепродать без привлечения административного ресурса", — рассказал "ДП" собеседник, столкнувшийся с такой проблемой.
О ручном управлении говорят и сами девелоперы. "Есть в Крыму институт стратегического планирования. Он должен помогать инвесторам. Я туда пришел, а они говорят: не поможем, у нас была тысяча обращений, а договоров заключили штук десять, и все по личным звонкам из Москвы", — рассказывает свою версию владелец одной из строительных компаний.

Минус 9 млрд

Между тем, по подсчетам собеседников "ДП", из–за неблагоприятного инвестклимата Крым только в строительной отрасли недополучает 9,6 млрд рублей налоговых отчислений в год. Оценка основана на том, что за год в Крыму (исключая Севастополь) можно вводить более 1,2 млн м2 жилья со средней стоимостью 80 тыс. рублей за 1 м2. Вместо этого, по оценкам собеседников "ДП", за I квартал 2017 года было введено менее 50 тыс. м2 жилья.
Примечательно, что на днях аудиторы Счетной палаты назвали неэффективной работу дирекции, которая отвечает за исполнение федеральной целевой программы "Социально–экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года". По мнению аудиторов, дирекция слабо привлекает деньги из внебюджетных источников и назначила необоснованные зарплаты сотрудникам: 30 из 60 штатных должностей занимают руководители, а их средняя зарплата — до 607 тыс. рублей в месяц. При этом из предусмотренных планом строительства 448 объектов отставание в графике зафиксировано по 180 — то есть 40,2%.
Попытка — не пытка
В правительстве РФ ожидали, что Крым быстро станет одним из самых инвестиционно привлекательных регионов России. Ведь его население превышает 2,3 млн человек, а это больше, чем в Новосибирске, третьем по численности городе в России.
На развитие инфраструктуры в регионе выделяется немало денег из бюджета: более 100 млрд рублей на строительство дорог получил генподрядчик "ВАД" (компания долго была зарегистрирована в Петербурге), еще 228 млрд рублей выделили на строительство моста через Керченский пролив. На этой стройке в качестве субподрядчиков трудятся петербургские холдинг "Карст" и "дочка" обанкротившегося "Мостостроя № 6".
А вот среди петербургских застройщиков жилья выйти на рынок Крыма пока решились немногие. ГК "С. Э. Р." пытается построить МФК "Крым наш" в Симферополе и владеет землей в Севастополе. Рассматривали варианты работы на полуострове "Воин–В", "Пантикапей" и КВС. "Группа ЛСР" поставляет туда строительные материалы. Среди успешных примеров — проект "Регион Инвест Недвижимость" по строительству апарт–отеля в Ялте. "В октябре приступим к строительству. Нам повезло. Под запрет попали проекты в 100–метровой зоне от берега. А наш проект "Царский берег" удален на 110 м", — рассказали в компании.
Но большинство застройщиков осторожны. "Пока Крым нашей компании не интересен. Это не всегда просчитываемый риск", — говорит Виталий Коробов, директор по развитию ГК "Аквилон инвест".
Авторы: Ирина Панкратова, Наталья Ковтун, Надежда Фёдорова, Артемий Анин
Строители не торопятся выходить в Крым. Не только из–за санкций, хотя это многих останавливает, но и потому, что там пока не сформулированы условия работы. Одним росчерком пера чиновники могут запретить стройки. В апреле под запрет попали проекты 500 компаний на полуострове (позже черный список сократили до 300 фирм), чьи проекты подвергли дополнительному аудиту. Еще одна причина — риск оспаривания сделок с землей. В истории многих активов не все чисто. И есть риск, что право собственности по ним кто–нибудь захочет оспорить.
Сергей Иванов
гендиректор "Регион Инвест Недвижимости"
На строительном рынке Крыма идет масштабное наведение порядка. Проходят ревизии объектов, контролеры смотрят, кто и как получал разрешительные документы, наконец–то стали проходить градсоветы республиканского и городского уровня. В том же Симферополе недавно назначили главного архитектора, которого не было много лет. Работа сдвинулась. Я советую бизнесу из других регионов России выходить в Крым. Здесь свободная экономическая зона, налоговые преференции и не очень конкурентный рынок. Есть где развернуться.
Якуб Асанов
гендиректор компании "Монолит"
Наши планы по реализации проектов КОТ в Крыму в силе. Но полуостров теперь живет в российском законодательстве. И без генплана, ПЗЗ и ППТ там новые объекты не реализовать. Эти документы еще не приняты. Сейчас мы консультируемся с местными властями и определяем планы работы на 10 лет вперед. Крыму не хватает квалифицированных чиновников. В этой связи назначение в Севастополь Михаила Демиденко — позитивная новость. Возможно, это простимулирует строителей из Петербурга выходить в Крым. Все–таки личные отношения имеют значение в работе.
Дмитрий Яковенко
президент ГК "Пантикапей"
Когда Крым присоединили к России, я собрал группу строителей Петербурга и повез налаживать контакт. Были надежды закрепиться, несмотря на рыхлое местное законодательство. Но со временем стало ясно, что сделать это быстро не получится. Сложно ломать менталитет местных чиновников и бизнесменов, которые на Украине привыкли решать проблемы большими взятками и не могут быстро перестроиться. Сдерживает и вопрос собственности на землю — реестры российским властям не передали. В Крыму надо наводить порядок.
Алексей Белоусов
гендиректор Объединения строителей Петербурга