Как местные производители удерживают позиции на падающем рынке консервированных продуктов

Овощи остаются самым популярным продуктом на рынке консервации. В то же время в этом сегменте и наиболее великая конкуренция между российскими и иностранными производителями.
Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Овощи остаются самым популярным продуктом на рынке консервации. В то же время в этом сегменте и наиболее великая конкуренция между российскими и иностранными производителями.
Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Рынок консервированных продуктов сокращается на 2–5% в год. На этом падающем рынке местные производители стремятся удержать позиции за счет расширения ассортимента и снижения себестоимости.

Производство консервов в России по итогам 2016 года осталось на уровне предыдущего года — 3,1 млрд банок, подсчитали в аналитической компании "Грифон–Эксперт". Снижение потребления отмечается с 2014 года. По некоторым оценкам, емкость рынка консервированной продукции в России — около 400 млрд рублей. Из них импорт составляет не более 15–20%, это овощные консервы из Китая, Индии, Вьетнама. А также рыбная продукция из Польши, стран Балтии. Импорта в сегменте мясных консервов нет, отмечают участники рынка.
По данным исследовательской компании GfK, потребление консервированной продукции всех видов в 2016 году упало на 3% по сравнению с 2015 годом. С каждым годом меньше покупают мясных, рыбных и фруктовых консервов, говорит Марина Девятых, старший консультант отдела исследований потребительской панели GfK Rus. При этом потребление консервированных овощей и детских консервов остается стабильным.
Самый большой сегмент рынка консервации — это овощная продукция, занимающая 59% рынка в натуральном выражении. Фруктовые консервы (ананасы, персики) составляют около 6% рынка консервации. Остальные 35% распределены между рыбными и мясными консервами.
По наблюдениям Марины Девятых, последние несколько лет на рынке есть тренд на домашнюю консервацию. По данным GfK, 87% владельцев загородных участков в 2016 году делали собственные овощные заготовки.
Однако с экспертами GfK не согласны некоторые производители консервов.
Так, в производственной компании "Русь" (мясные и овощные консервы) отмечают, что все меньше покупателей тратят время на консервирование овощей собственными силами. Поэтому данный сегмент не сокращается.

Город без консервов

В Петербурге и Ленобласти тенденции на рынке потребления консервов соответствуют общероссийским. Правда, в Петербурге нет компаний, которые занимаются консервацией продукции. Поскольку этот сегмент в основном развивается в регионах, где производится сырье для переработки.
Тем не менее, отмечают в комитете по промышленной политике и инновациям Петербурга, в городе работают комбинаты, перерабатывающие рыбу и производящие пресервы. Однако участники отрасли считают, что относить пресервы к консервам некорректно. Пресервы — это продукция, которая не подвергалась термической обработке, с недлительным сроком хранения (в среднем около 3 месяцев). Консервирование продукции предполагает ее тепловую обработку и длительный срок хранения — в среднем около 2 лет.
Овощных консервов в привычном для обывателя понимании в Петербурге не производится.
Правда, "Петростат" сообщает о производстве плодоовощных консервов в объеме 200 млн банок в год. Под консервами в данном случае понимаются овощные соки, которые производит компания "Мултон".
Из местных игроков мясные консервы производит лишь петербургская компания "Русь", да и то на своих заводах в Новгородской и Белгородской областях. По данным СПАРК, оборот ООО "ПК "Русь" падает — в 2014 году он составил 1,4 млрд рублей, в 2015 году — 1,1 млрд рублей.

Область консервации

В Ленобласти мясные консервы выпускают компании "Эмпикон", Лужский консервный завод, ЗАО "Мясная гатчинская компания".
Причем в прошлом году "Эмпикон" увеличил объемы производства консервов до 2 млн единиц продукции в месяц.
"Мы наращиваем продажи за счет выхода в новые регионы — Екатеринбург, Челябинск", — говорит генеральный директор компании Андрей Светашов.
В компании говорят, что у "Эмпикона" растет доля продаж консервов в сегменте премиум — их доля может увеличиться с 10 до 20%.
"Эмпикон" также планирует создать собственную сырьевую базу — организовать ферму по выращиванию индейки в Волховском районе, рядом с действующим производством. Инвестиции составят около 200 млн рублей.
В прошлом году производство консервов запустила Мясная гатчинская компания, которая первоначально занималась только забоем скота. Однако некоторые производители все же признают, что спрос на консервы падает.
Например, тушенка не входит в список продуктов, которую потребитель покупает в первую очередь, он скорее отдаст предпочтение мясу или недорогой рыбе, отмечают представители ПК "Русь".
Заместитель исполнительного директора ПК "Русь" Лариса Онищук говорит, что в прошлом году на предприятии завершилась модернизация, которая увеличила автоматизацию производства и позволяет выпускать до 15 млн банок мясных консервов в месяц. Однако сейчас загрузка составляет лишь около 30%.
Тем не менее производители уверяют, что на рынке сохраняется спрос на готовые консервированные продукты, которые достаточно лишь подогреть. Поэтому практически все производители мясных консервов имеют в своем ассортименте подобную продукцию.
В прошлом году в области закрылось после банкротства ЗАО "Волховский мясокомбинат".
Несмотря на то что другие игроки рынка — Лужский мясокомбинат, "Эмпикон", Мясная гатчинская компания незначительно увеличивают обороты, рентабельность производства в отрасли падает. По оценкам экспертов, сейчас она составляет около 15%.

Овощи популярнее

Пока не снижается потребление овощных консервов — овощной икры, томатов, огурцов, овощных смесей. Именно в этом сегменте наиболее велика конкуренция между российскими и иностранными производителями.
В Ленинградской области планирует расширить ассортимент овощных консервов Лужский консервный завод.
Плодоовощные консервы в виде соусов в Ленинградской области выпускает компания "Петропродукт–Отрадное", входящая в группу компаний "Хайнц".
Потребление рыбных консервов пока снижается незначительно, отмечают участники рынка.
"Скорее всего, сейчас это сезонное явление: весной и летом спад продаж, увеличение продлится с конца августа до апреля", — говорит глава ООО "Петротрал–2" (вылов и переработка рыбы) Эдуард Ходченков.
За последние 10 лет в регионе прекратили работу четыре крупных рыбоконсервных комбината: Приморский, Усть–Лужский, Ручьевский и "Балтика".
В настоящее время выпуском рыбных консервов занимается только ЗАО "Новоладожская рыбная компания", производящее шпроты.
Есть планы по выпуску рыбных консервов у компании "Петротрал–2". В прошлом году компания открыла в Кингисеппском районе комбинат по переработке рыбы стоимостью 700 млн рублей. В комплексе будет проходить сортировка рыбы, что важно для перерабатывающих предприятий, которые импортное сырье закупают уже в отсортированном виде, и это значительное преимущество импортеров перед местными производителями, поясняет Эдуард Ходченков.
Следующим этапом станет производство снеков, пресервов и шпротных полуфабрикатов, копчение и вяление рыбы. Для этого планируется строительство цеха глубокой переработки рыбы.
Пока объемы производства уточняются.