Культурный пробел. Как заманить посетителей в театры и музеи

Автор фото: Ермохин Сергей

В этом году петербуржцы стали меньше интересоваться театрами и музеями. Культурные учреждения других городов тоже вынуждены бороться за посетителей, часто конкурируя с индустрией развлечений. Чтобы привлечь людей, они становятся пропагандистами селфи и берут на вооружение технологии виртуальной реальности.

На заседании правительства Петербурга глава председатель комитета по культуре  Константин Сухенко рассказал, что петербуржцы стали реже посещать учреждения культуры по сравнению с прошлым годом. Он также отметил, что показатель посещения театрально-концертных мероприятий выполнен только на 92% и связал это со снижением доходов населения.
Губернатор Георгий Полтавченко в ответ предложил подумать над тем, что же можно с делать с угасающим интересом к культурным учреждениям и предложил организовать коллективные просмотры спектаклей и скидки на билеты.
Интересно, что днем ранее темы посещения культурных учреждений во время беседы с блогерами в Госдуме вскользь коснулся лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он отметил, что, когда появился кинематограф, все опасались, что люди перестанут ходить в театр, но ничего такого, мол, не случилось. На самом деле это не совсем так, и театры, как и музеи, постоянно вынуждены конкурировать с индустрией развлечений. "ДП" посмотрел, как именно они это делают.
Если еще несколько лет назад в музеях неодобрительно смотрели на тех, кто достает смартфон, то сейчас там специально побуждают посетителей делать селфи и даже отмечают те зоны, где снимок получится максимально эффектным. Так учреждения культуры стремятся привлечь большее количество молодежи и обеспечить широкое освещение своих мероприятие в социальных сетях.
Например, в хельсинском HAM (Helsinki art museum) у входа посетителей ждут нескучные наставления о  том, как по-новому взглянуть на арт-объекты, там, в частности, сообщается, что селфи с экспонатом — это один из способов взаимодействия с искусством. В центре Жоржа Помпиду в Париже еще в 2015 году наиболее удачные места для селфи пометили специальными стикерами, а в Музее современного искусства Сан-Франциско спроектировали террасы, на которых посетителям было бы удобно делать селфи. Национальный музей Швеции несколько лет назад даже организовал выставку, посвященную связи автопортретов в классическом искусстве и современных селфи — посетителям тогда предлагали сфотографировать себя и поучаствовать в выставке.

Культурные технологии

Вынужденные постоянно вести борьбу с индустрией развлечений, которая всегда быстрее шла в ногу со временем, музеи уже не первый год пытаются взять на вооружение современные технологии. В 2016 году Гарвардский художественный музей представил высокотехнологичный проект, с помощью которого посетители могли увидеть картины абстракциониста Марка Ротко такими, какими их создавал художник. Дело в том, что со временем работы художника потускнели, но технические специалисты в сотрудничестве с историками при помощи проекций на оригинальные полотна смогли показать зрителям, как выглядели картины несколько десятилетий назад.
Дополненную реальность музеи и театры используют уже не первый год. Например, в 2011 году эту технологию начал использовать государственный Русский музей. В том же году с новыми технологиями начали экспериментировать в сингапурском музее азиатских цивилизаций — там с помощью дополненной реальности посетителей вовлекали в образовательный процесс, что-то вроде квеста, в процессе которого пришедшие в музей, например, могли написать скрипт на древнекитайском или успеть покомандовать армией. В 2016 году сингапурский музей решил задействовать и виртуальную реальность — посетителям на входе выдавали очки, с помощью которых те могли стать пассажирами корабля IX века, терпящего крушение.
В 2015 году несколько парижских театров заявили об использовании технологии дополненной реальности, которая позволит не говорящим на французском зрителям видеть субтитры на английском языке. А в нынешнем году Министерство культуры России рассказало о запуске приложения ARTEFACT с использованием технологий дополненной реальности, которое поможет получить информацию об экспонате едва ли не в любом музее.