Вам бойкот. Удавалось ли потребителям наказать неугодные им компании

Автор фото: Андрей Дорожный

После эмоционального поста в Twitter о митингующих, написанного PR-директором  "МегаФона" , некоторые клиенты компании сообщили, что откажутся от услуг компании. На практике серьезные последствия оператору вряд ли грозят - в России потребительский бойкот обычно заканчивается лишь немногочисленными записями в соцсетях. В других же странах клиенты за счет отказа от услуг неугодивших им компаний не раз вынуждали последних сменить правила игры.

О прошедших в День России по всей стране митингах высказались уже буквально все. Одни поддерживали протестующих, другие осуждали. И больше всего внимания, конечно, привлекли самые резкие высказывания. Так, например Владимир Соловьев назвал участников протестных акций "2% вечного дерьма". Не слишком лестно высказался в своем Twitter о тех, кто вышел 12 июня на Тверскую и директор по связям с общественностью компании "МегаФон" Петр Лидов - он назвал митингующих "малолетними дегенератами". Это заявление не оценили сотни клиентов сотового оператора, которые раскритиковали сотрудника компании за такую публикацию. Многие из них пообещали отказаться от услуг компании или рассказали, что уже убедили в этом своих знакомых. Другие сотовые операторы тем временем ответили на комментарии расстроенных потребителей предложением своих услуг.
Петр Лидов впоследствии принес извинения, сказал, что был неправ, и отметил, что "МегаФон" ни при чем. Успокоит ли это всех, кто обещал отказаться от услуг компании, пока неясно, но, как показывает практика, в России такие ситуации часто завершаются без особых потерь для компаний, даже в тех случаях, когда никто не приносит извинений.

Здесь это не работает

В сентябре 2016 года, например, пользователи собрались бойкотировать сервис Aviasales. Скандал разгорелся после того, как в социальных сетях сервиса по продаже билетов появился пост, якобы написанный актером Бредом Питтом, в нем он жаловался на развод с женой и необходимость летать в Африку к свои детям, которых называл "массовкой". Замечание о некорректности такой публикации сделала главный редактор издания Wonderzine Ольга Страховская, обвинившая представителей компании в расизме. Ответить на обвинение решил создатель Aviasales Константин Калинов - он обрушился на сотрудницу издания с потоком нецензурной брани, после чего последняя призвала к бойкоту компании. Ряд пользователей соцсетей тоже поддержали эту идею. Калинов, правда, в разговоре с "Медузой" дал понять, что потребительский бойкот его  не пугает.
"Уйдут ну 20, ну 50 человек — с нашими миллионными объемами это ни о чем", - заявил он.
Также в компании отметили, что "уровень общественного порицания никогда не работает в минус".
Совсем иначе обстоят дела с эффективностью потребительских бойкотов за рубежом. Там потребители действительно массово отказываются от услуг компаний, стоит последним хоть чем-то не угодить клиенту. А иногда причины бойкота могут быть откровенно смехотворными и никак не связанными с деятельностью компании.

Докатились до бойкота

Один из недавних примеров того, как разъяренные клиенты могут повлиять на работу компании, - отказ более 200 тыс. американцев от услуг Uber. Клиенты, разгневанные антимигрантским указом Дональда Трампа, расценили участие главы компании Трэвиса Каланика в консультационном совете при президенте как согласие с политикой последнего. В сети появился вирусный хештег #DeleteUber, а отказавшиеся от услуг компании клиенты тут же подключались к ее конкуренту - аналогичному сервису Lyft. Трэвис Каланик был вынужден объяснять, что его поняли неверно, критиковал указ Дональда Трампа, обещал компенсации водителям, которые пострадают от нового закона и в итоге вообще покинул консультационный совет.
В то время как противники указа Трампа призывали бойкотировать Uber, сторонники политики президента решили отказаться от продукции компаний Starbucks и Budweiser. На решение тех, кто импонирует Дональду Трампу, повлияло заявление главы кофейного бренда о намерении нанять около 10 тыс. беженцев в течение ближайших 5 лет. Бойкотом со стороны клиентов закончилась и попытка Budweiser выпустить рекламный ролик, в котором американскую марку пива изобретают мигранты.
Потребители в США также заявляли и о намерении бойкотировать кроссовки New Balance из-за того, что вице-президент компании Мэтью Лебреттон после избрания Трампа выразил надежду, что при новом президенте "ситуация будет меняться в правильном направлении". Другой бренд спортивной продукции  испытал на себе гнев потребителей намного раньше - еще в 1990 году. Тогда студенты множества американских вузов даже устраивали голодные забастовки, во время которых призывали отказаться от спортивной одежды Nike. Причиной острой критики стала информация о так называемых потогонных фабриках компании, где использовался детский труд и нарушались условия работы. Активный протест тех времен считается одним каноническим примером того, как клиенты заставили компанию переосмыслить свою работу и сменить правила игры, став более прозрачной.

Отказаться на всякий случай

Впрочем, случалось, что импульсивное решение бойкотировать ту или иную компанию имело под собой достаточно странные основания. Например, в 2013 году писатель и борец за права сексуальных меньшинств Дэн Сэведж после того, как в России был принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма, призвал бойкотировать водку "Столичная". Сочувствующие активисты идею с радостью поддержали. Правда, водка под этим брендом на тот момент выпускалась не только в России, но и за рубежом, в частности в Латвии. Поняв, что решение призывать отказаться именно от этого алкогольного бренда не слишком логичное, активисты в итоге решили бойкотировать не водку, а российскую нефть, а заодно призвали игнорировать предстоящую Олимпиаду в Сочи.
Бойкоты всех производителей сразу вообще без всякой причины - тоже давняя традиция сразу нескольких стран. Еще 25 лет назад в Канаде впервые прошел День без покупок, с 1997 года он также проходит в США, а позже инициативу подхватили и европейские страны. Основная идея дня, в который люди стараются вообще ничего не покупать, - борьба с чрезмерным потреблением, заодно ретейлерам и производителям напоминают об их зависимости от покупателей.