Горсуд лишил ГУПы Петербурга исключительных полномочий по заключению контрактов

Автор фото: Ковалев Петр

Горсуд Петербурга принял решение лишить городские ГУПы исключительных полномочий по заключению контрактов без конкурса. Теперь, если Законодательное собрание не отменит закон, разрешающий это, может возникнуть ситуация, при которой президент распустит парламент.

Городской суд Петербурга признал частично недействующей статью 7-1 городского закона "О государственных унитарных предприятиях...", которая дает ГУПам исключительные полномочия по заключению контрактов без конкурса. Согласно решению суда, ГУПам, которые занимаются транспортным, гостиничным, информационным обслуживанием органов власти, техническим обслуживанием и ремонтом объектов гражданской обороны, проведением инженерных изысканий, строительством и проектированием, содержанием мостов, тоннелей, набережных, ритуальными услугами, праздничным и художественным оформлением города, а также несколькими другими видами работ, придется участвовать в конкурсах на общих основаниях.
Поправка в закон об исключительных полномочиях ГУПов появилась в 2007 году, во времена Валентины Матвиенко. Федеральная антимонопольная служба в течение нескольких лет пыталась добиться от Смольного отмены этого положения, чтобы власти перестали ограничивать конкуренцию. Несколько судов ФАС уже выиграл и теперь добился победы и в Городском суде.
Во время слушания дела представитель Федеральной антимонопольной службы Вячеслав Тукаев заявил, что "непонятно, почему губернатор вообще принял этот закон". "Такое ощущение, что ему просто захотелось. Ведь такое ограничение надо создавать там, где нет конкурентного рынка, а в большинстве областей у ГУПов есть конкуренция", — отметил он. По его словам, до сих пор заключаются контракты с использованием оспариваемой статьи 7-1.
Например, в феврале этого года в УФАС Петербурга рассматривалось дело о заключении Законодательным собранием контракта на поставку автомобилей с водителем для нужд парламента. С жалобой на этот контракт обратился руководитель петербургского отделения Transperency international Дмитрий Сухарев. Он указал, что парламент заключил контракт с ГБАУ "Смольнинское" (занимается транспортным обслуживанием всех чиновников и депутатов города) на 439 млн рублей без конкурса, что является нарушением федерального закона о конкуренции.
Антимонопольщики тогда согласились с заявлением и вынесли предписание депутатам отменить заключенный контракт. Но представители парламента как тогда, так и сейчас настаивают на том, что действовали в рамках закона, так как статья об исключительных полномочиях до сих пор не отменена. Тот факт, что региональный закон в этой части противоречит федеральному, их, кажется, не смущает.
И на этот раз в суде представитель Законодательного собрания заявила, что контракт на поставку автомобилей был заключен правильно, тем более, по ее словам, на данном рынке нет других перевозчиков. Она также отметила, что к парламенту не обращались с жалобами представители рынка. Представители Смольного также кратко выступили против.
Однако требование ФАС поддержала прокурор, которая подчеркнула, что "оспариваемая статья противоречит федеральному закону", а унитарные предприятия должны создаваться в исключительном случае, когда не существует конкурентов на рынке. Таким примером может быть ГУП "Водоканал" или "Метрополитен".
"После вступления в силу решения суда у петербургского Законодательного собрания будет 6 месяцев, чтобы привести законодательство в соответствие с федеральным. Если этого не будет сделано — президент может вынести предупреждение в адрес Законодательного собрания. Если Законодательное собрание продолжит прятать голову в песок, принимается решение о роспуске", — заявил Дмитрий Сухарев после вынесения решения суда.
"Мы знаем только, что суд частично сегодня удовлетворил исковое требование. Так что пока воздержимся от каких-то иных комментариев. С решением мы ознакомимся в течение нескольких дней", — заявил глава комитета по законодательству Законодательного собрания Денис Четырбок, чье ведомство должно будет исправить петербургский закон.
Комментариев Смольного "ДП" оперативно получить не смог, однако его юристы в суде сообщили, что пока не знают, будут ли оспаривать приговор. "Как решит начальство", — заявили они журналистам на ходу.
История с отменой закона об исключительных полномочиях ГУПов тянется уже несколько лет. Первый раз ФАС выступил с требованием отменить это положение еще в 2011 году. Обращение к Георгию Полтавченко поступило практически сразу же после его вступления в должность, однако губернатор не спешил исполнять требование антимонопольщиков, и дело перешло в суд, который Смольный проиграл. После этого ФАС подал в суд, чтобы заставить городские власти внести законопроект на рассмотрение парламента, что в итоге было сделано в 2015 году. С тех пор документ лежал в Мариинском дворце, и депутаты не собирались его рассматривать, но, к их несчастью, им поступил протест от прокуратуры с требованием немедленного рассмотрения. Пойти против прокуратуры депутаты не решились, но в итоге и тут нашли для себя лазейку.
В середине мая депутаты решили рассмотреть прокурорский протест и взять неделю на поправки к документу. "Мы закон выполнили, рассмотрев протест (дело в том, что прокуратура требовала именно рассмотрения, а не принятия.— Ред.). Сейчас открылись новые обстоятельства, которые нам ранее не были известны, поэтому нам нужно взять неделю, чтобы разобраться", — заявил тогда председатель комитета по законодательству Денис Четырбок. В итоге сейчас документ так и лежит на полке в ожидании принятия и, судя по предыдущим действиям, парламент собирался и дальше затягивать решение процесса. Теперь, после решения суда, шансы на принятие ограничивающего конкуренцию закона в обозримой перспективе увеличились.