Когда приватизация в России стала справедливой. Комментарий

 

В интервью Оливеру Стоуну президент России Владимир Путин заявил, что он "не останавливал приватизацию, а постарался придать ей более справедливый характер". "Я сделал все, чтобы государственное имущество не уходило за бесценок, чтобы прекратилось действие схем, при которых была создана олигархия и при которых люди в одночасье становились миллиардерами", — заявил Путин.
"Олигархам было сказано, что никто не посягает на собственность. Закон есть закон. Прежние схемы должны прекратить свое существование. Законы должны быть гораздо более справедливыми, а бизнес должен нести большую социальную ответственность. Многие представители бизнеса — подавляющее большинство — вписались в эти правила", — добавил президент России.
Бизнес-процессы и бизнес-активность к настоящему времени приобрели куда более цивилизованные формы, чем это было 15-17 лет назад. Если ранее приватизация проходила среди ограниченной группы финансовых институтов, которые работали на российском рынке, и очень часто — в интересах конкретного покупателя, то сейчас это уже нормальная, цивилизованная форма открытого публичного предложения неограниченному кругу лиц. В качестве примера можно привести "АЛРОСу". Любой российский или иностранный гражданин мог принять участие в этом аукционе.
Переход от прежней модели к нынешней произошел после 2010 года. Тогда впервые заговорили о том, что приватизация госкомпании (РАО "ЕЭС России") прошла несправедливо, и тогда были впервые применены механизмы выравнивания прибыли. После этого момента мы наблюдаем вывод бизнеса в белую сферу, нормальные рыночные отношения, целью которых является создание новых бизнесов и новых рабочих мест.
Основные оппоненты, имеющие претензии к процессу приватизации, находятся за границей. Они потеряли либо свое политическое влияние, либо капиталы, либо бизнес. Это касается прежде всего владельцев банков, которые исчезали в неизвестном направлении вместе со вкладами своих клиентов. Их отношение к этим процессам очень предвзято.
Оценивать нужно, скорее, позиции тех предпринимателей, которые привлекают денежные средства для развития реальных бизнесов, не являясь при этом олигархами в классическом понимании этого слова. В качестве примеров можно привести "Мираторг" или Олега Тинькова. Это бизнесы, начатые с нуля на заемные средства и достигшие небывалых высот: тот же "Тинькофф" сумел стать крупнейшим онлайн-банком в мире.
Дмитрий Кумановский — начальник аналитического отдела ИК "ЛМС"
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"