Как в Минфине на такси сэкономили

 

Вчера первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко поразила широкую общественность рассказом о том, как в Минфине в целях оптимизации бюджета перешли на использование Uber и "Яндекс–такси", благодаря чему сэкономили только в текущем году 11 млн рублей. Предполагается, что эти деньги перенаправят на Московский финансовый форум, где благодаря такой прибавке можно будет дольше обсуждать, на чем бы еще сэкономить.
Рачительность чиновников в расходовании бюджетных денег de jure является их обязанностью, но de facto встречается крайне редко. По крайней мере так было принято считать еще недавно. Время покажет, станет ли пример Минфина заразительным и захотят ли сотрудники других ведомств тоже сократить расходы на собственные перевозки, а также, например, на техническое и жилищное обеспечение, где тоже есть на чем сэкономить.
Впрочем, экономия как таковая не является самоцелью. Если в правительстве придумают, как при тех же исходных данных сделать Россию богаче, то за такие замыслы не жалко оплатить и такси бизнес–класса. Но практика показывает, что зависимость тут обратная, что не в палатах каменных госслужащих осеняют великие идеи, а, как сказал о стартаперах в недавнем интервью "ДП" Олег Тиньков, "в дешевых офисах в пригороде".
Сложно сказать, почему так происходит. Может быть, необходимым условием эффективного менеджмента является близость к народу и — шире — к реальности. Выходя из кабинета здания на ул. Ильинка, 9, и попадая вместо казенной машины в случайный uber, госслужащие получают прививку народности, которая им (видящим цифры чаще, чем людей), безусловно, не помешает.
Так что всеобщее оживление при обсуждении темы "как министр в "Яндекс–такси" поехал" связано не с левацким желанием лишить всех госслужащих преференций. Просто некоторые тезисы больших чиновников и глав госкорпораций заставляют усомниться в том, в одной ли стране мы с ними живем. А чтобы хорошо управлять страной, в ней, вне всяких сомнений, нужно как минимум жить.