Даже когда реформаторы предлагают что–то изменить, они все равно не могут выйти за рамки системы

 

Алексей Кудрин, бывший министр финансов, ныне консультант высокопоставленных лиц, выступил с оригинальным и свежим предложением — сократить количество федеральных чиновников в России, причем сразу на треть. От этого, говорят, снизятся расходы. А саму госслужбу, по замыслу Кудрина, следует реформировать и создать Федеральное кадровое агентство.
С количеством чиновников в России борются постоянно и каждый раз говорят, что это должно привести к экономии. Но получается так себе. Если даже каким–то чудом чиновников все–таки становится меньше, расходы на них пропорционально вырастают. И тогда смысл сокращений становится неясен.
Много в России чиновников или мало — вопрос дискуссионный. Есть страны, где их (на тысячу граждан) больше, есть — где меньше. Однако предложение сократить их численность не теряет актуальности. В глазах обывателя чиновник — это бездельник, перекладывающий бумажки и получающий за это невероятные деньги. С реальностью это имеет мало общего, и, если кто–то и столкнулся с медлительностью госслужбы, стоит предположить — может, это не из–за того, что чиновники ленятся и, значит, их можно сократить, а как раз из–за того, что их не хватает.
Как правило, народный гнев направлен на руководителей более–менее высокого ранга. Здесь действительно есть о чем подумать. Например, о дублировании функций федеральных и региональных органов власти. Но этому можно найти объяснения. Во–первых, ведомства разных уровней создают противовес друг другу: если не удается найти управу на одно, можно в теории пожаловаться в другое. Во–вторых, федералы надзирают за регионалами и управляют собственностью разной принадлежности, то есть их полномочия не полностью идентичны.
Во всех случаях вопрос упирается не в механическое сокращение количества госслужащих — оно приведет разве что к тому, что оставшимся придется выполнять работу за троих и за те же деньги и придется либо просто выводить лишних работников за штат, либо через небольшое время набирать новые кадры, — а в вопрос общей организации управления в стране.
Вертикаль власти предусматривает, что региональные, а равно муниципальные власти не должны оставаться без присмотра сверху, а также не могут обладать всеобъемлющими полномочиями в своей сфере. Логика существования любого территориального управления федерального ведомства в том же, в чем заключается и логика существования полпредств, института, смысл которого в наши дни уже почти неразличим, — в присмотре. Без присмотра страна немедленно развалится и нас всех захватят фашисты. Кроме того, придется поломать традицию, согласно которой выставить человека с госслужбы практически невозможно, если он сам того не хочет.
Если Алексей Кудрин пытается намекнуть на децентрализацию, то он делает это слишком завуалированно. В таком виде предложение будет очень легко не то что отразить, но и вообще не заметить. Впрочем, он, кажется, вовсе не это имеет в виду хотя бы потому, что предложенное им Федеральное кадровое агентство само потребует создания территориальных управлений и будет дублировать имеющиеся в каждом регионе управления госслужбы и кадров. Куда бы ни направляли свою мысль российские реформаторы, даже такие, как Кудрин, в итоге они все равно сворачивают на одну и ту же дорогу.