Леди подземелья. Как инженер–гидрогеолог Елена Лашкова создала компанию "Геоизол"

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

 

Елена Лашкова, выучившись в Горном институте на инженера–гидрогеолога, устроилась в институт «Ленгидропроект», который проектировал крупнейшие гидротехнические стройки по всему СССР. Несколько лет будущая бизнес–леди трудилась в лаборатории Ленинградского инженерно–строительного института (ЛИСИ), а к началу 1990–х годов доросла до начальника отдела гидроизоляции АО «Инжстройпроект».

Больше чем «халтура»

К середине 1990–х годов, еще работая в «Инжстройпроекте», Елена Лашкова как раз дописывала диссертацию про «Гидрофобизацию кирпичной кладки», и вдруг оказалось, что гидроизоляция — крайне востребованное направление в петербургском строительстве. В то время как раз многие бизнесмены обустраивали себе офисы и магазины в подвальных помещениях в центре города, и вопрос борьбы с сыростью был одним из главных.
Поток обращений заказчиков на кафедру ЛИСИ, постепенно превысивший объемы «халтуры», навел Елену на блестящую мысль — открыть фирму, специализирующуюся на гидроизоляции. В этом начинании ее поддержал муж Вячеслав Смоленков. Так был основан «Геоизол». Изначально фирма была оформлена на Елену, но в 1997 году совладельцем стал и Вячеслав. К концу 1990–х годов оборот фирмы впервые превысил 10 млн деноминированных рублей, а в первый год нового тысячелетия вырос уже до 70 млн.
В 2005 году, когда «Геоизол» уже превратился в многопрофильную группу компаний, занимавшуюся ремонтными и строительными работами в метро и на дорогах, мостах, гидроэлектростанциях и в портах, выручка подошла вплотную к миллиарду, в 2013 году превысила 8 млрд рублей, а в 2015 году достигла рекордных 11 млрд рублей.
За 2016 год отчетности пока нет, но он явно был вполне успешным: компания получила три крупных заказа на общую сумму 4,7 млрд рублей от ГУП «Берегозащита» (укрепление пляжей в Калининградской области), Дирекции транспортного строительства (реконструкция Синопской наб.) и Средне–Невского судостроительного завода. А в 2017 году верфь перезаключила с «Геоизолом» контракт на реконструкцию стапелей, но уже не на 1,7 млрд, а на 2,2 млрд рублей.

Анкерный заводик

В 2011 году Елена Лашкова и Вячеслав Смоленков приобрели у «красного директора» Анатолия Кубасова акции Пушкинского машиностроительного завода.
Завод в тот период переживал глубокий кризис: его годовая выручка упала с 400 млн рублей до 30–39 млн, он второй год приносил убытки. Сразу после сделки оборот предприятия вырос в 3 раза, до 111 млн рублей. При этом владельцы «Геоизола» модернизировали предприятие и в 2012 году запустили там новейшую линию по выпуску трубчатой винтовой арматуры — анкерных систем, применяющихся для усиления фундаментов и других конструкций.
Новая линия полностью оправдала инвестиции: уже в 2012 году оборот завода вернулся к докризисным показателям (361 млн рублей) и принес прибыль, в 2013 году вырос еще в три раза, впервые перевалив за 1 млрд рублей, а в 2015 году достиг рекордных 2 млрд рублей.