Супруги–миллиардеры Лариса и Павел Карабань делят бизнес: на кону 25% парфюмерной сети "Рив Гош"

Автор фото: Рисунок: Алена Марченко

Супруги–миллиардеры Павел и Лариса Карабань решили поделить бизнес. Они уже разделили часть российских активов, на очереди главный из них — 25% сети "Рив Гош" с оборотом 30 млрд рублей.

Сразу несколько источников на рынке Петербурга рассказали "ДП" о том, что основатели торговой сети "Рив Гош" Павел и Лариса Карабань, похоже, разводятся и делят бизнес. Это подтвердил и источник внутри компании. "Все офисы и магазины наводнены юристами и оценщиками: они все проверяют и считают", — рассказал свою версию собеседник "ДП" на условиях анонимности. Источник, близкий к самой торговой сети, также подтвердил эту информацию. О разводе якобы слышал и представитель другого бизнеса супругов. Сами Лариса и Павел Карабань пока не комментируют ситуацию. "Нам ничего не известно об этой ситуации, Лариса и Павел состоят в браке", — сообщили в пресс–службе "Рив Гош".
Лариса и Павел Карабань заняли 144–е место в рейтинге миллиардеров "ДП" за 2016 год, их общее состояние на тот момент эксперты оценивали в 3,75 млрд рублей. Сейчас только доля в "Рив Гош" оценивается в 6-7 млрд.
Никаких бракоразводных процессов между супругами Карабань в судах Петербурга и Ленобласти, по данным системы ГАС "Правосудие", не зарегистрировано. Похоже, раздел бизнеса идет по обоюдному согласию. Это косвенно подтверждают и данные ЕГРЮЛ, где уже начали появляться изменения в структуре семейного бизнеса: если раньше все российские компании семьи Карабань были поделены между супругами по 49,5%, а 1% в каждой компании был записан на их сына Антона, то с февраля–марта часть компаний на 99% стали принадлежать отцу, часть — на 99% матери, а по 1% по–прежнему находится у сына.
Так, в феврале 2017 года Павел Карабань передал Ларисе свои 49,5% долей в ООО "Рамира", владеющем рыболовно–охотничьей базой на участке 8,5 тыс. м2 в деревне Резвых Всеволожского района Ленобласти. А в марте Лариса передала Павлу свои 49,5% долей в ООО "Терра М", владеющем яхт–клубом и базой отдыха в деревне Кошкино, а также зданием бизнес–центра "Бюро №1" площадью 5 тыс. м2 на наб. Обводного канала, 118.
В марте же сама Лариса Карабань основала на 100% собственную фирму "Торговый дом Пьемаджио", которая занимается поставками граппы, вина и оливкового масла из Италии. А Павел отдельно от супруги учредил ООО "Интернешнл Интертеймент" — это фирма–агент молодого бразильского спортсмена Матеуша Сенны, мастера джиу–джитсу, выступающего в M1 Global. Кроме того, Павел Карабань имеет миноритарные доли в ООО "Ранчо охота" (угодья в Лужском районе ЛО) и агентстве недвижимости "Хоум девелопмент".
Девелоперские компании семьи Карабань — ООО "Рубеж", ООО "Руна", ООО "Лайн" (владеют торговыми помещениями на Большом проспекте П.С.) — по–прежнему находятся в совместной собственности супругов (по 49,5% у родителей и 1% у сына). Без изменений пока структура владения ООО "Тропик", которое приватизировало в 2012 году 3 га на наб. Обводного канала, 118а, рядом с бывшим депо №1 (теперь там бизнес–центр "Депо №1", который строился как головной офис "Рив Гош"). Остается в совместной собственности супругов и ООО "Зеленый треугольник", управляющее веревочным парком "Кошкино парк" (у Павла и Ларисы по 42,5%).

Главная интрига

Однако больше всего вопросов вызывает судьба основного актива семьи — 25% акций Rive Gauche Group Ltd, головной компании торговой сети "Рив Гош", — который оценивается ИК "Финам" в 6,16–7,25 млрд рублей (с учетом дисконтов и наценок за блокпакет). Компания зарегистрирована на Кипре, поэтому сведений о возможном перераспределении акций между ее акционерами в открытом доступе нет.
Лариса и Павел Карабань основали "Рив Гош" еще в конце 1990–х годов. Сначала они возили косметику из Финляндии и со временем стали одним из крупнейших поставщиков петербургской розницы, затем начали скупать помещения и открывать магазины. Торговую сеть супруги назвали "Рив Гош" — в честь самого гламурного района Парижа — Левого берега.
В 2007 году, когда торговая сеть насчитывала уже 70 магазинов, супруги продали контрольный пакет акций компании (75%) игорному барону Олегу Бойко (владельцу сети Ritzio). Сделку эксперты оценивали тогда в $150–200 млн. Спустя 5 лет Бойко продал 51% акций Августу Мейеру и Дмитрию Костыгину, по оценкам экспертов, за $115–140 млн. В их портфеле на тот момент уже была сеть "Улыбка радуги".
Перед сделкой (в 2010–2011 годах) "Рив Гош" показал взрывной рост выручки — с 3,6 млрд до 20,5 млрд рублей. Впоследствии рост продолжался, и в 2015 году, когда компания открыла 221–й магазин, оборот составил 38 млрд рублей (по данным INFOLine). С этим результатом компания занимала третье место среди российских продавцов косметики и парфюмерии, уступая таким сетям, как "Л’Этуаль" (оборот в 2015 году — 72 млрд рублей, по данным INFOLine) и "Магнит–Косметик" (оборот — 40,1 млрд рублей). Российский рынок средств для красоты и гигиены, по данным Euromonitor, после падения в 2015 году вырос в 2016–м на 9,8%, с 558,6 млрд до 613,6 млрд рублей. Максимальный прирост показала декоративная косметика класса премиум — на 18,2%, до 17,8 млрд рублей.

Шалости на стройке

О причинах раскола в семье миллиардеров, которые больше 20 лет вместе строили бизнес, участники рынка только догадываются. Между тем развод по времени практически совпал со скандалом на стройке штаб–квартиры "Рив Гош", разразившимся в апреле этого года. Тогда оперативники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД Адмиралтейского района задержали Александра Большова, заместителя гендиректора ООО "Терра М", которое выступает генподрядчиком строительства бизнес–центра "Депо №1".
В отношении топ–менеджера возбуждено уголовное дело по ст. 204 УК РФ ("коммерческий подкуп") за получение 2 млн рублей от представителей фирмы — подрядчика строительства. Большов был взят с поличным при получении денег и доставлен в Следственный комитет, где дал признательные показания. При разделе активов "Терра М" сразу досталась Павлу Карабань.
По данным источников, близких к компании, до сих пор супруги Карабань владели акциями кипрского холдинга Rive Gauche поровну, по 12,5% у каждого. При этом Павел отвечал за строительное направление бизнеса (он является президентом строительной "дочки" Rive Gauche Group — ООО "УК ПС Групп"), а Лариса — за торговое. Сохранит ли каждый из них свой пакет и продолжит ли участвовать в управлении фирмой — пока неизвестно. Непонятно также, как распорядится один из них со своим пакетом, если решит выйти из бизнеса: оставит акции в семье, продаст Олегу Бойко, Дмитрию Костыгину с Августом Мейером или вовсе стороннему инвестору.
Да, я знаю о разводе супругов Карабань. Но это личное дело Павла и Ларисы, мне не хотелось бы комментировать их решение. Компания работает без изменений, на управлении нашим общим бизнесом эти события никак не отразились.
Дмитрий Костыгин
мажоритарный акционер "Рив Гош"
В нашей практике были случаи, когда бывшие супруги после развода оставались хорошими партнерами по бизнесу. А были и такие разводы, которые превратились в жесткие корпоративные конфликты, продолжавшиеся много лет. Дело в том, что в России семейное право сейчас проходит период бурного развития. В течение десятилетий россияне, не обладающие существенными активами, делили, по сути, только движимое и недвижимое имущество. И только в последние годы активно стала развиваться практика раздела крупного и среднего бизнеса. При этом стали вскрываться и узкие места российского права. В частности, проблема исполнения решений российских судов при разделе имущества за рубежом: в этом вопросе наше правосудие, как правило, показывает полное отсутствие зубов.
Егор Носков
управляющий партнер "Дювернуа Лигал"
Очевидно, что сделки по слияниям и поглощениям предполагают усиление конкуренции. Однако если говорить о нишевых брендах, то у них своя конкурентная среда. Я думаю, что на нас, компанию Lush, это слияние не повлияет. Мы покупку других сетей не рассматриваем, так как действуем в рамках бренда со своей собственной розничной сетью. Что касается рынка Татарстана, то по нашим наблюдениям, основанным на сравнительных данных по среднему чеку в магазинах сети, покупательная способность там средняя, даже несколько ниже, чем средняя.
Дмитрий Азаров
генеральный директор и совладелец "Лаш Раша" (Lush Russia)