Увидел ли бизнес «выгоды от низкой инфляции». Комментарий

Автор фото: Петр Ковалев

 

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина в своем выступлении в Госдуме заявила, что ЦБ считает своей главной задачей удержание низкого уровня инфляции. По ее словам, бизнес уже начал на себе испытывать выгоды от низкой инфляции: «Мы видим и [экономический] рост, и рост инвестиций». Набиуллина добавила, что эффект от низкой инфляции усилится, когда участники рынка «поверят, что низкая инфляция это надолго».
Эльвира Набиуллина вслед за Алексеем Кудриным считает, что победа над инфляцией самоценна, в то время как Борис Титов полагает, что главной целью должен быть экономический рост, а не низкая инфляция. Но из этих двух точек зрений не надо выбирать, потому что это крайности. Безудержная инфляция во имя некоего «роста экономики» приведет к краху, отложенному во времени.
Но то, что делает Набиуллина, — это крах сегодня и сейчас по меньшей мере для трех четвертей нашей экономики. Если привести пример из нашей сферы, то представители ЦБ и Сбербанка рассказывают бизнесменам, что по их новой стратегии они будут кредитовать только крупные строительные компании (обладающие не менее чем четырьмя строительными комплексами площадью не менее 50 тыс. м2). Другими словами, они делают ставку на крупный олигархический капитал, таким образом противореча заявлениям Владимира Путина, который говорит о необходимости развивать малый и средний бизнес.
Я как представитель среднего бизнеса не вижу никаких признаков «выгоды от низкой инфляции», о которой говорит Набиуллина. Я вижу удушение среднего и малого бизнеса. О каком росте она говорит? По данным официальной статистики, количество введенных квадратных метров в этом году в сравнении с прошлым уменьшилось чуть ли не на полтора миллиона. Таков результат деятельности главы ЦБ. Спрос на жилье есть: люди хотят покупать квартиры, а застройщики хотят их строить. Но людям не дают ипотеку по нормальным ставкам, а застройщикам (за исключением представителей крупного олигархического капитала) не дают кредитов.
Наша экономика развивалась в прежние годы только на инфляционной модели. А по-другому и быть не могло, потому что на неинфляционной модели экономика может развиваться только в том случае, если есть план ее развития. У нас нет этого плана. У нас нет вектора развития промышленности. Мы слышим от президента страны правильные слова, и дай Бог, чтобы они осуществились, но пока что его помощники делают все, чтобы слова остались словами.
Дмитрий Астафьев, генеральный директор компании «Ленспецстрой»
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"