Директор Центра речевых технологий о перспективах биоидентификации в финансовой сфере

Автор фото: Центр речевых технологий

Вскоре Банк России, Росфинмониторинг и Минкомсвязи обещают запустить пилотный проект по удаленной идентификации частных лиц на банковском рынке. Об этом и о том, какие перспективы в финансовой сфере у технологий биоидентификации, рассказывает генеральный директор Центра речевых технологий Дмитрий Дырмовский.

Какова на сегодняшний день ситуация со сроками старта пилотного проекта? Ведь в начале года Минкомсвязи обещало запустить его чуть ли не с июня.

— Старт действительно должен произойти нынешним летом. Регуляторы и вендоры не настроены откладывать этот шаг. Тем не менее конкретная дата запуска пилота зависит от ожидаемых изменений "антиотмывочного" ФЗ–115. В существующем виде он удаленную идентификацию не допускает.

Технически все готово?

— Завершаются подготовительные работы. Прорабатывается общая архитектура процесса и механизмы внедрения на местах. Знаковых изменений в задуманную схему реализации пилота уже никто не ожидает.

Сначала было неясно, на каких параметрах остановятся регуляторы. Например, упоминались отпечатки пальцев и радужка глаза. Что выбрано в итоге?

— На данный момент действует решение, что верификация будет проводиться по так называемой бимодальной системе биометрии: лицо (селфи) плюс голос. Но в перспективе планируется расширять возможности платформы до мультимодальной.

На уровне регуляторов заявлялось, что пилот продлится до конца года и после этого удаленная идентификация станет возможна в любом российском банке. Но в пилоте будет участвовать лишь порядка 10 банков…

— С одним уточнением. Порядка десяти банков через филиальную сеть будут именно собирать биометрию для наполнения единой централизованной базы. Далее любой банк сможет открывать клиентам счета удаленно — пользуясь этой общей базой данных.
Планируется, что система будет работать совместно с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). И за базовую часть отвечает "Ростелеком". А компании–вендоры поставляют биометрические программные компоненты.

Недавно завершившийся ваш пилотный проект по голосовой идентификации с ВТБ24 имеет похожие решения?

— ВТБ24 заявил о завершении пилотного проекта, заключающегося в узнавании клиента по голосу. То есть, когда вы звоните в контакт–центр, вместо того чтобы отвечать на много вопросов, вы просто представляетесь, и система вас узнает. Впрочем, такое решение уже не первый год работает в минском Райффайзенбанке. Для банка удобство заключается в экономии непродуктивного времени обслуживания — вместо 40 секунд, которые требуются на идентификацию личности "вручную", проверка происходит за 15–20 секунд.
Между тем сейчас мы совместно с ВТБ24 заканчиваем тестирование нескольких других инструментов. И в итоге получится система, объединяющая уже знакомую нам бимодальную биометрию плюс liveness detection (детекция живого пользователя). То есть проверку, не используется ли фотография или видеозапись.

Как это будет происходить?

— В целом все выглядит следующим образом: чтобы провести финансовую операцию через мобильное приложение, клиент смотрит в камеру устройства. Далее система предлагает прочитать с экрана случайную последовательность из четырех цифр. Каждый раз цифры и порядок меняются. Клиент надиктовывает цифры, а система синхронно проверяет совпадение лица и голоса со слепками, те ли цифры произнес клиент, а также синхронны ли движения губ со звучащей речью.

То есть ближайшее будущее биометрии за бимодальными системами?

— Привлекательность двух–трехмодальных систем заключается в том, что, когда есть два или более не коррелирующих признака, надежность системы увеличивается на порядки, а вероятность ошибки падает до сотых долей процента.

А если речь идет о планируемом мошенничестве?

— Внедрение мультимодальных систем делает, например, невозможным мошенничество с использованием видеозаписи, аудиозаписи или фотографии.
Далее — уже существующие техники позволяют синтезировать на небольшой выборке довольно качественные копии любого голоса. Но система биометрической идентификации, в отличие от человека, несовпадения выявит. Отслеживаются склейки и любые подозрительные трансформации.

По внешности и голосу, наверное, можно как делать оценку эмоционального состояния, так и определять общий психологический портрет. Отсюда вопрос: позволяет ли нынешний уровень биометрии использовать полученные данные, например, при определении добропорядочности и готовности возвращать долги потенциального заемщика кредита?

— Для оценки эмоционального состояния выделяются физические моменты, которые можно измерить: тонированность и скорость речи, основной тон, производные от основного тона… В сочетании с семантикой — тем, что человек говорит, — это позволяет выявить стрессовые состояния и всплески эмоций. И наши разработки по речевой аналитике уже активно используются для привлечения внимания к проблемным разговорам в тех же контакт–центрах РЖД, Газпромбанка и опять же ВТБ24.
В то же время среди всех направлений, которыми мы занимаемся, эмоции являются, наверное, самой неформализованной и наименее исследованной областью. В итоге их удается определить только в первом приближении. И до разработки технологии, позволяющей достоверно оценивать, например, дисциплинированность клиента, еще очень далеко.
То же самое относится и к лицу. Какие–то простые настроенческие формы определяются, но до фиксации нюансов еще очень далеко. Поэтому появление аудиовизуальных "детекторов лжи" пока не ожидается.

Какова ваша оценка — отстает ли Россия в данной сфере от ведущих мировых держав?

— Это одна из немногих областей в IT, да и вообще в сегменте современных технологий, где Россия является одним из лидеров. Достаточно сказать, что разработки нашей компании используются и в банках США.
Или, например, напомню недавнее заявление Microsoft, что они создали технологию, которая позволяет распознавать слова речи столь же хорошо и даже лучше, чем это делает человек. И один из методов, которые они при этом использовали, был нашей разработкой, на которую они честно сослались.

Ожидаете ли вы, что в перспективе известные голоса, например популярных певцов, будут копироваться в коммерческих целях? Допустим, кто–то для роста продаж решит поставить на автоответчик голос Агузаровой.

— Рано или поздно такая проблема возникнет. И тогда появятся юридические нормы, по которым при серьезном совпадении голосовых параметров нужно будет запрашивать разрешение на использование у собственника.

Об организации

Центр" речевых технологий

> ЦРТ — группа ИТ–компаний, разработчик инновационных систем в сфере мультимодальной биометрии, распознавания и синтеза речи, многоканальной записи, обработки и анализа аудио– и видеоинформации. Резидент фонда "Сколково".
> Решения компании используются более чем в 75 странах, включая США, Латинскую Америку, Ближний Восток и Европу. Офисы группы "ЦРТ" находятся в Санкт–Петербурге, Москве и Нью–Йорке.
> Также ЦРТ является основателем кафедры речевых информационных систем (РИС) в Университете ИТМО.


О персоне

Дмитрий" Дырмовский

> Член совета директоров и генеральный директор ЦРТ, вице–президент Национальной ассоциации контактных центров, член Экспертного совета по российскому программному обеспечению Минкомсвязи России.
> В 1996 г. окончил специализированный учебно–научный центр Новосибирского госуниверситета им. М. А. Лаврентьева.
> В 1996–2001 гг. проходил обучение в Военно–воздушной инженерной академии им. проф. Жуковского (ВВИА).
> С 2001 по 2004 г. проходил службу в Министерстве обороны РФ на научных должностях. В 2004 г. присоединился к коллективу ООО "ЦРТ" в московском филиале в должности руководителя проектов. В 2007 г. стал директором московского филиала. С 2012 г. является членом совета директоров ЦРТ. В 2014 г. назначен на должность генерального директора компании.
> В 2014 г. окончил Executive course в IMD Business School (Швейцария).


Справка

Ожидаемый" механизм удаленной идентификации

> Потенциальный пользователь банковских услуг должен будет всего лишь раз лично посетить один из банков и разрешить снять с себя биометрические данные. Сотрудники кредитной организации переправят полученную информацию в единую базу. А физлицо с этого момента по желанию сможет пользоваться услугами любого банка по собственному усмотрению исключительно через удаленные сервисы.