В Петербурге рынок товаров по подписке за несколько лет достиг оборота в миллиарды рублей

Сервисом товаров по подписке успешно пользуются во многих странах. К примеру, некоторые жители отдаленного полуострова Нойдарт в Шотландии по подписке заказывают пиццу, которую им доставляют на вертолете.
Автор фото: Sandy young/ТАСС
Сервисом товаров по подписке успешно пользуются во многих странах. К примеру, некоторые жители отдаленного полуострова Нойдарт в Шотландии по подписке заказывают пиццу, которую им доставляют на вертолете.
Автор фото: Sandy young/ТАСС

В Петербурге развивается рынок товаров по подписке, в последние несколько лет на нем появилось до 20 игроков. Они регулярно доставляют покупателям наборы книг, продуктов, кормов или товаров для животных.

Товары по подписке — формат торговли, который пришел в Россию несколько лет назад из США. Суть сервисов, которые работают таким образом, в том, чтобы клиенту не приходилось регулярно выбирать товары — заказ делается один раз, а потом с определенной периодичностью товары приходят по почте. Например, каждый месяц новый набор носков, трусов или колготок, каждую неделю — набор продуктов для ужина (кулинарный конструктор), каждый квартал — новинки книг. Клиента избавляют от мук выбора, но зато он получает "кота в мешке", каждая посылка — сюрприз.

Лишайники на дом

В США такой формат существует уже более десятка лет, и по подписке доставляют не только вещи, которые регулярно изнашиваются или заканчиваются (продукты, бритвенные станки, зубные щетки), но и необычные развлечения или подарки. Например, в Америке можно ежемесячно получать по почте мох и лишайник и в итоге организовать у себя дома мини–сад. Или набор предметов для выживания (лупа, ножи и др.).
В России рынок начал развиваться с кулинарных конструкторов ("Шефмаркет", "Дома вкуснее" и др.), многие клиенты которых вместо того, чтобы делать заказ еженедельно, просто настраивают автоматическую доставку и оплату с банковских карт, а на время отпуска или отъезда подписку отменяют.
В остальном большая часть участников рынка — стартапы, проекты молодых предпринимателей. Это сервисы по регулярной доставке игрушек и детских товаров (Bimbasket, AistBox), кормов для животных ("Покорми зверя"), бритвенных станков ("Просто клуб бритв"), кофе и шоколада (Coffeetrue, кооператив "Черный"), тематических наборов для подарков друзьям ("Красти"). Смысл таких сервисов в том, чтобы избавить покупателя от мук выбора, сэкономить время на поиск подарка или покупку нужного товара и помочь избежать ситуации, когда дома что–то закончилось.

Сложная доставка

Объем российского рынка товаров по подписке оценивают в несколько миллиардов рублей. Точную оценку участники рынка дать затрудняются: компании, во–первых, работают в самых разных сферах, а во–вторых, большая часть игроков рынка продают свои товары и в привычном формате интернет–магазина. Участники отмечают, что рынок растет, но пока только за счет своей новизны.
Например, сооснователь компании по доставке трусов Trusbox Анна Городецкая считает, что у подписки на одежду и белье перспектив мало. Во–первых, из–за дорогой логистики (доставка таких товаров обходится в 20% от стоимости), во–вторых, именно одежду люди любят выбирать. "Тут пользователь жертвует свободой выбора, рассчитывая сэкономить не только время, но и деньги, а дешевизну мы обеспечить не можем, — рассуждает Анна Городецкая, — ее могут обеспечить те, кто закупает большие партии и при этом не сталкивается с вариативностью в размерах. Например, это могут быть продукты или наборы косметики".
Trusbox работает с 2013 года и как сервис по подписке, и как обычный интернет–магазин белья. Большая часть покупателей компании, как и других фирм по подписке, — в Москве и Петербурге, в основном именно из–за сложностей с логистикой в регионах.
Директор по маркетингу компании True Coffee Roasters Анна Валиотти рассказывает, что доставка в компании оплачивается отдельно, не "прячется" в цену продукта. "Мы работаем с 2014 года, и в прошлом году, готовясь к ребрендингу, провели масштабное исследование рынка, — говорит Анна. — Выяснили, что он растет довольно стабильно, хоть и небольшими шажками". Она отмечает, что в последнее время появляется все больше "подписных" стартапов в ИТ–сфере, а также связанных со здоровым образом жизни, диетами и т. д. Аудитория — не только молодежь, но и активные люди 35–50 лет, которые стремятся сэкономить время, сделать быт более комфортным. Специалист считает, что у рынка есть большой потенциал в сфере услуг — большую часть из них можно поставить на регулярные рельсы. Например, по подписке легко предлагать уборку, многие юридические услуги. "Среди наших покупателей есть не только физлица, но и бары, рестораны, отели, а также офисы компаний, которые заказывают кофе для своих сотрудников, — добавляет Анна Валиотти. — Бизнесу обычно интуитивно ясно, что такое "услуга по подписке", а частным покупателям пока чаще нужно объяснять".
Также участники рынка считают перспективными товары для животных и бытовую химию: они, как правило, много весят и покупатели рады, если их регулярно доставляют на дом.
FixTime работает 2 года, и за это время рынок подписки практически не развился. Мы продаем товары повседневного спроса, продукты, бытовую химию. Заказы есть, но их мало, и мы работаем с каждым клиентом, объясняем, что такое подписка на корзину товаров, почему это выгодно. Мы следим за рынком подписки в России, на нем есть успешные проекты, но их немного. А очень успешных, думаю, не появится, пока подписку не начнут предлагать сетевые федеральные компании, которые работают с массой людей и формируют привычки у покупателей.
Андрей Лапин
основатель сервиса организации продаж по подписке FixTime
Что такое подписка, люди в России пока не понимают — в чем смысл, зачем это нужно. Даже газеты или журналы многие предпочитают покупать в киосках. Мы работам над тем, чтобы разогреть рынок: предоставляем клиентам по подписке скидку, даем возможность отказаться без штрафов. А для нас это возможность планировать загрузку, более точно закупать продукты. Я думаю, что дело в привычках, люди говорят: "Я не знаю, что буду делать вечером, а вы говорите о покупках на следующую неделю". Но в той же Германии, например, большинство привычных нам сервисов — подписные. Да и у нас доля подписчиков от обычных заказчиков растет.
Сергей Ашин
основатель сервиса "Шефмаркет"