Фраер или живопырка. Как чиновники пытались использовать криминальный сленг

Автор фото: Ковалев Петр

Губернатор Орловской области, защищая священнослужителя, употребил слово "фраер", явно позаимствованное из криминального лексикона. В похожих выражениях пытались изъясняться многие российские чиновники и даже глава государства. Получалось это у них, правда, не очень хорошо.

Губернатор Орловской области удивил всех своей реакцией на известия о том, что  местный епископ разъезжает на внедорожнике Toyota Land Cruiser. Сам священнослужитель накануне якобы угрожал журналистам статьей об оскорблении чувств верующих, в случае если те не уберут статью о его транспортном средстве. В Епархии это письмо потом назвали подделкой, но журналисты факт подлога тоже опровергли. В итоге заступиться за епископа решил сам губернатор Вадим Потомский.
"Мы можем ходить в храм, молиться, просить милостыню Божию. А если мы ходим к представителям Бога, начинаем их линчевать и чем-то поливать… Бог не фраер. Он все видит. И суд бывает только один: Божий суд", — высказался глава области.
Его заявление привлекло к себе едва ли не большее внимание, чем сама ситуация: все-таки не каждый день губернаторы пропускают в свою речь словечки из криминального лексикона и выдают что-то вроде "Бог не фраер".
Что касается главы Орловской области, в его речи такое уже проскальзывало. В декабре 2016 года на совещании, посвященном текущей ситуации в экономике региона, он раскритиковал журналистов и назвал их "чепушилами".
"Каждый чепушило, который имеет ручку и листочек, тычет, как плохо в Орловской области. Он ничего не имеет, кроме печатной машинки, и ничего в этой жизни не сделал. Ни одного рабочего места не создал, а клюет, клюет, клюет", — заявил недовольный губернатор.
Слово, позаимствованное из сленга обитателей мест не столь отдаленных, тогда очень удивило пользователей соцсетей, большинство из которых долго гадали, что же оно значит.
Губернатор Псковской области Андрей Турчак тоже нет-нет да и пропускал в свою речь словечки из криминального жаргона. Например, в 2015 году на заседании Межведомственного оперативного штаба по обеспечению устойчивого социально-экономического развития подведомственного ему региона он заговорил о городском транспорте в следующих выражениях: "Полноценные автобусы должны закупаться, и именно автобусный парк — обновляться. Потому что этими живопырками вы много не наездите".
При этом слово "живопырки" он употребил не по назначению: на блатном жаргоне так называют тесное помещение, небольшое предприятие или столовую. С этим же непростым в употреблении словом попали впросак и чиновники Минобороны. В том же 2015 году представитель ведомства Игорь Конашенков прокомментировал заявление Госдепа США о том, что 80% российских ударов нацелены не на объекты ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ), словами: "Совсем непонятно, как может сотрудник посольства США делать заявления от имени Госдепартамента США на основе каких-то фальшивок, опубликованных интернет-живопырками типа "Сирийской сети защиты прав человека".
Слово "живопырка", очевидно, так понравилось Конашенкову, что в 2016 году он снова решил прибегнуть к нему, рассказав о "домыслах британских "правозащитных" живопырок".

Жаргон от первого лица

Но удивляться тому, что в речи глав некоторых чиновников время от времени проскальзывают подобные слова, конечно, не стоит, с учетом того что в употреблении своеобразного жаргона не раз замечали и главу государства Владимира Путина. Чего стоило одно только "мочить в сортире". Хотя многие все же уверяют, что это вовсе и не тюремный жаргон, а просто "живая эмоциональная речь".
Так или иначе, элементы такой "живой речи" в высказываниях президента не раз принимали именно за выражения, позаимствованные из воровского сленга. А вот в 2012 году, говоря о коррупционерах, президент предупредил: "Скощухи никому не будет". Слово "скощуха", действительно, элемент блатного жаргона, и означает оно снижение срока наказания. О тюремном сроке говорил президент и в другой раз, когда комментировал приговор участницам группы Pussy Riot, осужденным за пляски в храме.
"Суд влепил им двушечку. Здрасьте, пожалуйте бриться. А я здесь ни при чем, они этого хотели, они это получили", — заявлял Владимир Путин.
Но, пожалуй, в действительности почти ничего из сказанного в тот раз не относится к воровскому жаргону. "Двушечка" — лишь просторечное выражение, а фраза "пожалуйте бриться" вообще неизвестно откуда взялась, но зато она встречалась в песне Юрия Визбора. Там пелось:
"И если осудит нас кто за отсталость,
Пожалуйте бриться, вот мой пароход.
Ты с нами поплавай хоть самую малость,
Потом же, товарищ, сердись на тралфлот".
Используя в своей речи выражение "шакалить", Владимир Путин снова близко подбирался к сленгу мест не столь отдаленных, но промахивался, немного напутав с употреблением. В кругах криминальных это слово употребляют применительно к роду деятельности или профессии, связанной с попрошайничеством или воровством, а Владимир Путин на встрече с "Единой Россией" употребил его в смысле уничижительном.