Дорога ВАД. Крупнейшая петербургская дорожно–строительная компания встала на налоговый учет в Вологде

Валерий Абрамов (слева), Виктор Перевалов – совладельцы компании ВАД.

Крупнейшая петербургская дорожно–строительная компания "ВАД" Валерия Абрамова и Виктора Перевалова с портфелем госзаказов более 150 млрд рублей переехала в Вологду. Городской бюджет лишился налоговых отчислений более чем на 500 млн рублей в год.

Одна из крупнейших российских дорожно–строительных компаний "Высококачественные автомобильные дороги" (ВАД) с годовым оборотом около 30 млрд рублей сменила адрес регистрации с петербургского на вологодский.
Как подсчитали по просьбе "ДП" эксперты, исходя из данных бухгалтерской отчетности компании в СПАРК, ежегодно ВАД выплачивали более 5,5 млрд рублей налогов, из которых около 500 млн рублей налогов на прибыль и на доход физических лиц шли в городской бюджет. Кроме того, ВАД традиционно пользовались репутацией надежного генподрядчика, и тот факт, что Петербург являлся домашним регионом компании, позитивно влиял на инвестиционный климат города.
Собеседники "ДП" в отрасли дорожного строительства на условиях анонимности рассказали, что компания устала от бюрократических сложностей в работе с местной налоговой службой. В ВАД отказались комментировать причины своего переезда.

Налоги, которые мы потеряли

Между тем налоговые отчисления ВАД по итогам 2017 года, вероятно, увеличатся еще в несколько раз. В 2016 году компания получила крупнейший в своей истории подряд.
По распоряжению главы Крыма Сергея Аксенова, ВАД без конкурса были назначены генеральным подрядчиком строительства дороги к Керченскому мосту и трассы "Таврида", соединяющей Керчь, Феодосию, Симферополь и Севастополь (в Крыму действует особый порядок госзакупок, по которому назначить поставщика можно решением главы республики). На портале госзакупок данные об этом контракте обнаружить не удается. Но ранее Сергей Аксенов заявлял, что стоимость работ составит 128 млрд рублей.
Причем подрядчик освоит эту внушительную сумму за короткий срок — 2 года. На сайте ВАД сообщается, что строительство начато. Этот подряд увеличит годовой оборот компании до 90 млрд рублей, а портфель госзаказов — до 150 млрд рублей.

От любви до ненависти

Петербург был домашним регионом для ВАД начиная с 1994 года, когда Валерий Абрамов и Виктор Перевалов зарегистрировали компанию. Сегодня данные о ее собственниках скрыты, но на рынке владельцами ВАД по–прежнему считаются ее основатели. К тому же Валерий Абрамов является гендиректором компании.
В 2010–х годах на плечах ВАД лежало до 50% дорожных работ в Петербурге. Среди ее знаковых подрядов были ремонт Невского пр. и Исаакиевской площади, работы на Кольцевой автомобильной дороге и строительство и ремонт федеральных трасс, ведущих в Петербург.
Начиная с 2013 года объем работ ВАД по госзаказам от Смольного значительно сократился. В 2014 году компания и вовсе не получила ни одного подряда от петербургского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Игроки рынка объясняли это тем, что владельцы ВАД не нашли общего языка с Маратом Оганесяном, который тогда занимал пост вице–губернатора и курировал, в частности, работу КРТИ. Сам Оганесян отрицал какие–либо разногласия с ВАД.
Летом 2015 года Игорь Албин, занявший пост Оганесяна, называл одной из своих задач в развитии дорожного строительства в Петербурге возвращение ВАД на городские подряды. И действительно, вскоре компания снова начала подавать заявки на конкурсы КРТИ и выигрывать их. Но одновременно она столкнулась и с новыми трудностями: жители Коломяг потребовали перенести асфальтобетонный завод ООО "АБЗ–ВАД" в Ленобласть. Предпринимателей удивили эти требования, ведь завод работал в Коломягах много лет в числе десятков других предприятий. При этом Игорь Албин был достаточно лоялен к требованиям жителей. Но до переезда не дошло: завод продолжил работать на прежнем месте, а ВАД стали одной из пяти городских дорожно–строительных компаний, подаривших городу деньги на строительство Яхтенного моста к чемпионату мира по футболу 2018 года. ВАД вложили в его строительство более 100 млн рублей.
В этом году ВАД стали одним из трех подрядчиков текущего ремонта городских дорог общей стоимостью 3 млрд рублей.

Не хватило внимания

Вице–губернатор Игорь Албин, курирующий КРТИ, согласился, что переезд ВАД в другой регион — потеря крупного налогоплательщика. "Знаю ситуацию, ищем решение", — сказал он.
В КРТИ добавили, что смена адреса регистрации ВАД не повлияет на исполнение госзаказа и участие компании в конкурсах комитета. Собеседники "ДП" на рынке дорожного строительства рассказали, что топ–менеджеры ВАД жаловались на забюрократизированность петербургских налоговиков. Один из собеседников отметил: "Доходы бюджета Вологды в год составляют около 6 млрд рублей, так что там, определенно, будут внимательнее относиться к компании, пополняющей бюджет более чем на 500 млн рублей налогов в год".

Вернулись на родину

Вологодская область — родина Виктора Перевалова. В 2010 году, по данным СПАРК, он приобрел 32,8% охотничьего клуба "Бобровка", которому принадлежат 76 тыс. га угодий в Вологодской области.
В этом регионе ВАД работают не первый год. Только с 2013–го по 2016 год компания получила от управления "Холмогоры" (одно из учреждений Министерства транспорта в Вологде) подряды на 25,5 млрд рублей, и еще на 4,2 млрд рублей — от Управления автомобильных дорог Вологодской области.
Кроме того, 22 мая "Холмогоры" заключили с ВАД еще один контракт на капитальный ремонт федеральных трасс в Вологодской области на 2,3 млрд рублей.
Собеседники "ДП" отмечали, что в начале этого года, сразу после перерегистрации ВАД в Вологде, на рынке ожидали, что вскоре компания вернется в Петербург. Но к марту стало ясно, что в ее планы это не входит. Теперь юридический адрес ВАД в Вологде — ул. Чернышевского, 133, где расположена региональная база подрядчика.

Время уходить

По словам участников рынка налогового консалтинга, о смене региона налогового учета подумывают многие крупные петербургские компании. "Некоторые думают над переносом бизнеса, но, насколько мне известно, итоговые решения пока еще не приняты",— говорит Сергей Сосновский, руководитель налоговой практики "Пепеляев Групп".
Между тем ВАД — не первый петербургский резидент, сменивший прописку под давлением органов власти. В начале этого года свой бизнес увели в другие регионы два крупнейших петербургских IT–дистрибьютора — OSC и Marvel ("ДП" писал об этом подробно в № 024 / 17 от 21 февраля 2017 года). OSC перерегистрировался в Ленобласти, Marvel — в Москве.
Переезду предшествовал жесткий прессинг компаний со стороны налоговых и правоохранительных органов, выражавшийся в выставлении многомиллиардных доначислений налогов и возбуждении уголовных дел. В результате компании выстроили свой бизнес по–белому, но сделали это уже в новых регионах, в бюджеты которых и потекли теперь миллиарды рублей налоговых отчислений (объемы которых, по собственным оценкам компаний, вырастут в 10 раз).

Елена Лашкова, генеральный директор ГК "ГЕОИЗОЛ":

Конечно, решение ВАД — это существенная потеря для города. Эта компания — серьезный игрок на рынке дорожного строительства. Причем следует отметить, что репутация этой компании во всех отношениях ведения бизнеса совершенно безупречна.

Кирилл Саськов, руководитель корпоративной и арбитражной практики "Качкин и партнеры":

Решение о смене региона регистрации принимается на основе не одного, а нескольких факторов. Это и отношения с органами региональной власти, в том числе с налоговой. Это может быть констатация чересчур жесткого отношения к компании здесь. Может, каких–то особых условий там. Но для большого бизнеса такие вещи обычно не являются единственным фактором. "Газпром" переехал в Петербург не потому, что в Москве его заставляли тротуарную плитку класть. Все вместе раскладывается по чашам весов, и принимается решение.

Кирилл Иванов, директор ассоциации "Дормост"

Я не знаю, почему в ВАД приняли такое решение. Самому интересно. Долгое время их не устраивали расценки на петербургских объектах, и они работали где угодно, но только не здесь. В последнее время город предпринимал усилия, чтобы вернуть ВАД на городские объекты, и компания получила немало подрядов. Смена юридического адреса, конечно, на исполнение этих работ не повлияет, ведь подрядчик остался на территории РФ. В Вологду ушел крупный налогоплательщик. Для региона это, конечно, событие огромного масштаба. Каждый подрядчик — это инвестор. Жаль, что не все это понимают. При этом рынок дорожно–строительных работ в Петербурге сужается. Полагаю, это и толкает компании на подобные действия. Чаще они двигаются в сторону Ленинградской области. Я не исключаю возможности, что эта тенденция продолжится.

Андрей Гусев, управляющий партнер Borenius в России:

Такого примера, чтобы клиент сбежал в другой регион, у меня нет. Но то, что в Петербурге и налоговая, и таможня, и власти гайки закрутили радикально, могу вполне уверенно констатировать. У нас есть клиент — оптовый поставщик импортной подакцизной продукции, которого налоговая обвинила в излишне возмещенном НДС на том основании, что другая компания — импортер этой продукции — не уплатила за него акциз, хотя включила его в стоимость при перепродаже. Причем факт неуплаты акциза тоже еще не доказан.