Переходный момент: как в мире пытаются облегчить взаимодействие пешеходов и водителей

Автор фото: wikipedia.org

В Москве появились 19 диагональных пешеходных переходов, которые помогают переходить дорогу наискосок. В Петербурге такого, скорее всего, еще долго не будет, но "ДП" вспомнил другие изобретения разных стран, которые помогают сократить количество ДТП на переходах.

На московских перекрестках появились 19 новых диагональных переходов, которые позволяют пешеходам перейти дорогу наискосок, сэкономив таким образом время. В Петербурге еще в 2015 году заявляли о том, что в городе такие переходы вряд ли появятся. Мол, менять что-то на дорогах затратно, да и мест, где они были бы сильно необходимы, в городе не так много. Правда, жители Васильевского острова уверяют, что таким переходом уже успешно пользуются.
На самом деле новые для российских городов переходы в Канаде, например, появились еще в конце 1940-х годов. Именно эта страна впервые использовала диагональный переход. Позже ими стали оснащать дороги в США, Японии, Великобритании, Новой Зеландии и множестве других стран.
Именно из других стран, как правило, приходят в Россию нововведения, связанные с организацией дорожного движения.

В мире животных и пешеходов

В Великобритании существует множество типов пешеходных переходов, большинство из которых принято называть именами животных. Так, кроме традиционных зебр, есть, например, переходы-"пеликаны", они оснащены светофорами с каждой стороны дороги, а также панелями с кнопкой, которую следует нажать, чтобы для пешехода загорелся зеленый свет. "Пеликаны" также оснащены звуковыми сигналами или вибрирующими кнопками, которые сообщают о возможности пересечь дорогу незрячим пешеходам. Ну, этим в последние годы не удивишь и нас — но "пеликанов" уже вытесняют "тупики" (от наименования птицы), которые отличаются световой панелью, подобной светофору и видимой пешеходу, которая располагается не только на противоположной стороне, но и на стороне пешехода.
Есть в Великобритании и совсем необычные переходы. Например "тукан". Он предназначен для одновременного пересечения дороги пешеходами и велосипедистами, причем для каждого выделяется отдельная полоса.
Кроме того, есть еще и переходы-"пегасы", рассчитанные не только на обычных пешеходов, но и на наездников. От обычных "пеликанов" и "тупиков" их отличает дополнительная кнопка для смены цвета светофора, которая расположена на уровне человека, сидящего на лошади. В России, надо думать, такие переходы появятся не скоро, потребность в них не слишком высока — конная полиция у нас не распространена, а там, где много ездят на лошадях, проблема с асфальтом. Хотя "пегасы" могли бы понравиться, например, казачьим патрулям.
В 1960-е в той же Великобритании провели еще эксперимент по внедрению переходов-"панд". Тогда в министерстве транспорта решили, что обычная зебра не слишком безопасна, и начали экспериментировать. В результате появился переход с разметкой в виде треугольников и семафорами, с нанесенными на них полосами, расположенными на обеих сторонах дороги. Кстати, специфические семафоры, расположенные у пешеходных переходов — еще одно изобретение британского министерства транспорта. Так называемые семафоры Белиша, введенные в 1934 году, даже получили свое имя в честь министра транспорта Лесли Хор-Белиши, которому и принадлежит идея их внедрения.

Инновации на страже пешеходов

Семафоры активно используют на пешеходных переходах и в США, но там популярностью пользуется конструкция, отличная от британской. Широко распространен семафор HAWK, который располагается на Г-образной перекладине над пешеходным переходом. Он используется вместе со светофорами для пешеходов и только на переходах с разметкой. Одно из исследований показало, что HAWK снижает количество ДТП с участием пешеходов и водителей на 69%.
В 2009 году широкое распространение получила идея лазерных пешеходных переходов. Тогда инноваторы предлагали оснастить дороги устройствами, которые проецировали бы изображение красного пешехода (такое же, как на большинстве светофоров, только значительно крупнее) прямо перед водителем. Шансов не заметить огромное красное пятно у водителя просто не было бы, но до реализации идеи дело так и не дошло. В 2012 году концепцию упростили, заменив изображение гигантского пешехода на красную линию — ее проекция также появлялась бы прямо перед зеброй, но о появлении подобных переходов тоже пока ничего не слышно. В 2015 году появилась информация, что лазерные переходы могут появиться не где-нибудь, а в Казахстане, потом, правда выяснилось, что об этом просто попросили студенты.

Свет и приложения

Идея сделать зону пешеходную зону более заметной — одна из основных, когда речь заходит о безопасном взаимодействии пешеходов и водителей. В ряде стран в зоне пешеходного перехода есть подвижные части, выдвигающиеся в момент, когда для пешехода загорается красный свет. Такие устройства могут защитить, например, тех, кто увлечен мобильными устройствами и может не заметить красный сигнал. Также сейчас в мире активно используются лежачие светофоры — огни, встроенные в асфальт в зоне пешеходного перехода. Первый такой светофор появился в Москве, на проспекте Мира в 2015 году, в нынешнем году было анонсировано внедрение лежачих светофоров еще и в Пензе. Ранее в Москве также появился пешеходный переход с висячей светящейся зеброй, разработанный студией Артемия Лебедева.  
Еще в 2012 году светящийся пешеходный переход создавала и компания IBM. Тогда замысел реализовали, обработав специальным раствором обычную зебру. А уже в 2016 году IBM запатентовала идею приложения, которое может считывать информацию со светофора или семафора и сообщать слабовидящими или слабослышащим пешеходам, когда им безопасно переходить дорогу.
Несмотря на то что крупные российские города потихоньку перенимают зарубежный опыт обустройства дорожных переходов, случаются и курьезные моменты, когда власти предпочитают делать все так, как привычнее. Вот, например, на днях в деревне Палкино под Тверью краской решили разметить обычную грунтовую дорогу.