Кредиторы Петербургской лизинговой компании обнаружили рекордный счет на оплату юруслуг

Автор фото: Антонина Байгушева, Андрей Федоров
Арбитражный управляющий Олег Флусов (слева) установил профессиональный рекорд при освоении средств Петербургской лизинговой компании. Бывший глава ПЛК Дмитрий Горизонтов (справа) доволен его работой.

Кредиторы Петербургской лизинговой компании сменили конкурсного управляющего, обнаружив счет за услуги юристов на 192 млн рублей.

В суде набирает обороты спор между банками–кредиторами ООО "Петербургская лизинговая компания" (ПЛК) и собственниками компании: Владимиром Бурлаковым, Дмитрием Горизонтовым и Мариной Воробьевой. ПЛК была одной из крупнейших небанковских лизинговых компаний Петербурга, ее активы в 2013 году составляли около 2,8 млрд рублей (№ 5 по Петербургу), а перед банкротством снизились до 1,2 млрд.

Простая схема

ПЛК обанкротилась осенью 2014 года с долгами на общую сумму 1,3 млрд рублей. В октябре 2014 года компания запустила процедуру ликвидации, а уже в феврале 2015 года в ней по упрощенной схеме было введено конкурсное производство. Крупнейшими кредиторами являются Сбербанк и Глобэксбанк (по 231 млн), ФНС (203 млн), ВТБ (194 млн), "КИТ–финанс" (153 млн), а также Лесбанк (54 млн), "Стройкредит" (21 млн) и "Российский капитал" (13 млн). Однако в течение 2 лет процедуру фактически контролировал должник: конкурсное производство было введено по заявлению ликвидатора, которым выступил сам бенефициар фирмы Владимир Бурлаков. Конкурсным управляющим был назначен Олег Флусов.
Действия управляющего сразу вызвали недовольство банкиров. Вместо того чтобы (как они рассчитывали) создать каждому банку отдельный счет и аккумулировать на нем средства, поступающие от лизингополучателей по заложенным в их пользу договорам, он принимал платежи на общий счет и тратил их по своему усмотрению. Когда же банки — Сбербанк и "Глобэкс" — попытались опротестовать это, Флусов оспорил в апелляции их залоговый статус. А когда банкирам все–таки удалось установить свои требования как залоговые, большая часть денег якобы уже была освоена.
По данным юристов Сбербанка, Олег Флусов потратил на правовое сопровождение процедуры беспрецедентную сумму — более 150 млн рублей. Это 67% всей суммы, полученной по договорам лизинга (223 млн рублей за время конкурсного производства). Как заявили на одном из заседаний представители ФНС, за правовые услуги ООО "Юрбизнесконсалт" и ООО "Прогресс сервис" получили по 21,5 млн рублей, ООО "Лизинг–брокер" за "информационно–юридическое сопровождение" — 40,2 млн рублей, ООО "Ваше право" за бухгалтерские услуги — 10,5 млн рублей, ООО "Базис" за охрану — 8,8 млн рублей и т. д.
По общему правилу сумма, которую управляющий может потратить, не должна превышать 3,4 млн рублей (2,9 млн + 0,01% от суммы активов). При превышении этой суммы управляющие обычно обосновывают допрасходы перед судом.
Как заявили в суде юристы Сбербанка, за 2 года банкротства ПЛК по заложенным ему договорам в компанию поступили платежи на сумму 55 млн рублей, однако банку из них осталось лишь 684 тыс. При этом с исполнением обязательств залог с предметов лизинга снимался, поэтому требования банка в части потеряли залоговый статус.
В "Глобэксе" сообщили, что ПЛК по заложенным ему договорам получила около 40 млн рублей, из которых банку не досталось ни рубля. "Это вопиющее банкротство, мы считаем, что нас просто обманули", — возмущена руководитель петербургского филиала Глобэксбанка Ирина Воробьева.
"Конкурсный управляющий Флусов в ходе процедуры банкротства в отношении ПЛК заключил ряд договоров со сторонними организациями, якобы для оказания услуг по обеспечению текущей деятельности должника по юридическому, бухгалтерскому сопровождению деятельности организации, работе с лизинговым портфелем, при этом, данными договорами предусматривалась вознаграждение в сумме 15 млн рублей ежемесячно, — добавляют в банке "Глобэкс". — В результате за короткий срок (менее одного года), им были израсходованы практически все денежные средства находящиеся на расчетном счете компании, более 143 млн рублей, а кредиторы должника никаких выплат, положенных им по закону, не получили. Конкурсным кредиторам, понадобилось полтора года, чтобы доказать арбитражному суду, что деятельность Флусова, мягко говоря, не отвечает интересам кредиторов компании, и что его необходимо отстранить от процедуры банкротства, и наконец 20 февраля 2017 года арбитражный суд Флусова отстранил. В настоящее время в арбитражном суде продолжают рассматриваться многочисленнее жалобы конкурсных кредиторов на Олега Флусова по расходованию им денежных средств Петербургской лизинговой компании".
В итоге после нескольких неудачных попыток (суды признавали недоказанными доводы банков о необоснованности расходов) 10 марта 2017 года юристам Сбербанка удалось отстранить Олега Флусова от управления и назначить своего управляющего — Елену Замарацкую из СРО "АУСЗ". Она вчера отказалась от комментариев. Бывший гендиректор ПЛК Дмитрий Горизонтов, который также является кредитором (3,5 млн рублей по займу), пытался оспорить назначение Замарацкой, но безуспешно. Горизонтов вчера отказался от комментариев, заявив, что он давно не следит за банкротством ПЛК.

Практика поменялась

Как объяснил Олег Флусов, на момент старта процедуры банкротства ПЛК сложилась судебная практика, по которой лизинговые платежи считались арендной платой, поступающей за заложенный актив. Лишь в середине 2016 года банкирам удалось переломить эту практику, и каждому банку–залогодержателю был заведен отдельный счет. Но еще в конце 2015 года Флусов остановил прием лизинговых платежей и начал оценку дебиторки ПЛК, чтобы выставить ее на торги. "Это было действительно разумнее: сами заемщики покупали свою дебиторку по номиналу и даже дороже, — объяснил Олег Флусов. — Платежи растянуты на длительные сроки, до 2030 года, а конкурсное производство, как сказал Верховный суд, не должно длиться долго. Поэтому мы провели несколько торгов, выручив больше номинала — 107 млн рублей".
Высокие расходы на юристов Флусов объясняет тем, что эти юридические фирмы специализируются на работе с лизинговыми должниками. "Ведь там более 200 договоров, предметы лизинга раскиданы по всей стране: от Магадана до Калининграда, — говорит Олег Флусов. — За 2 года они просудили долги более чем на 1 млрд рублей, разыскали большое количество техники". По словам экс–управляющего, привлеченные им специалисты изъяли у должников и пригнали в Петербург 48 единиц автотехники, 44 вагона и два локомотива. 30 млн рублей он, по его словам, выплатил 40 уволенным сотрудникам, еще 11 млн перечислил в виде НДФЛ.
Правда, в "Глобэксе" возражают, что, по данным банка, привлеченные Флусовым организации образовались как юридические лица непосредственно перед заключением названных договоров, то есть за месяц и даже за несколько дней до этой даты. Более того, вознаграждение уплачивалось привлеченным организациям, а фактически работу продолжали выполнять сотрудники ПЛК, находящиеся в штате компании.