Игровой процесс пошел. Крупные российские IT-игроки начинают инвестировать в мобильные игры

Рынок игр для смартфонов — самый быстрорастущий сегмент всего мирового рынка компьютерных игр — в России развивается, консолидируется и вовлекает крупных IT–игроков.

Этой весной одна из крупнейших IT–компаний России, Mail.Ru Group Алишера Усманова, заявила, что собирается потратить $100 млн на разработчиков игр, причем больше всего ее интересуют мобильные игры. Аналитики сразу предположили, что такие заявления скоро последуют от конкурентов Mail.Ru Group "Яндекса" и "Рамблера", потому что "такой быстрорастущий рынок нельзя упускать". Сейчас российские любители игр отправляют деньги по большей части иностранным разработчикам. А российские игровые продукты не числятся в международных топах. Правда, есть приятные исключения в виде, например, компании Playrix из Вологды, чья игра Township в 2016 году в AppStore была скачана 23 млн раз (выручка $24 млн), в Google Play — 29 млн раз ($19 млн), а другая игра, Fishdom, собрала лишь немногим меньше — совокупно $36 млн (данные предоставлены агентством "Рустелеком").

Такие разные оценки

Интерес к мобильным играм (для смартфонов и планшетов) понятен — в 2017 году, согласно прогнозу Newzoo, они должны сгенерировать 42% мирового рынка, сегмент растет быстрее прочих. Наибольшую популярность мобильные игры имеют в Азии. Китай — самый большой потребитель игр, и там в 2017 году выручка от мобильных приложений должна перевалить за 50% рынка. А в Японии (третий по размеру мировой рынок) уже в 2016 году мобильные игры принесли 52% всей выручки. В России же наблюдается некоторое отставание — мобильные игры по итогам прошлого года составили всего треть рынка игр (данные Newzoo). При этом перспективы российского рынка оцениваются очень неоднозначно.
Например, агентство J'son&Partners Consulting считает, что к 2018 году российский рынок компьютерных игр (для ПК, мобильных устройств, консолей, онлайн — все вместе) только достигнет докризисного показателя в долларовом выражении (а этот рынок принято считать в долларах) — $1,725 млрд. По итогам 2016 года он составил примерно $1,4 млрд. При этом в рублях то же агентство оценило рост всего рынка в 2016 году в 14%, а на 2017 год обещает рост всего лишь на 4%. И долю мобильных игр на российском рынке за 2016 год аналитики J'son называют гораздо меньшую, чем Newzoo, — почти 20%. "К 2018 году мобильный сегмент увеличит свою долю до 21%", — прогнозируют они. Надо сказать, что в странах Европы и в США доля мобильных игр на рынке тоже ниже, чем в Азии, и во многих странах даже меньше, чем в России. Зато там показатель "среднего чека" игрока лучше.
"Россия входит в пятерку стран по количеству загрузок мобильных игр, но по размеру выручки от этих игр она гораздо ниже в рейтинге, — добавляет Алексей Андреев, участник "Биржи стартапов" "ДП", который участвовал в продвижении более десятка компьютерных игр. — Думаю, что Mail.ru Group будет вкладываться в проекты, популярные на мировом рынке, — очень мало игр в России окупается. В кризис российский рынок сильно просел в деньгах". А вот в "Рустелекоме" считают, что рынок мобильных игр РФ вообще не проседал — даже в долларах.

Болевые точки

Десктопные онлайн–игры появились в России и СНГ давно и укоренились здесь, тогда как во многих странах Азии все изначально начиналось с мобильных игр — они и правят бал, поясняют в белорусской компании Wargaming (создатель популярной онлайн–игры World of Tanks и других). Тем не менее, отмечают там, "рынок мобильных игр в РФ один из самых быстрорастущих". Тормозит его развитие, как полагают в Wargaming, ограниченное число способов оплаты; процент платящих за мобильные игры россиян вообще невелик, "что смещает фокус многих зарубежных разработчиков игр к поиску новых зарубежных аудиторий".
Сооснователь Gaijin Entertainment (крупный разработчик игр в РФ) Антон Юдинцев говорит, что бурный рост рынка мобильных игр в России, начавшийся в 2010 году и связанный с ростом числа владельцев смартфонов, прошел, рост доходов замедлился. По словам Юдинцева, возможно, мобильным играм в РФ удастся догнать по доходам сегмент десктопных онлайн–игр, но произойдет это нескоро.
Что касается положения российских разработчиков, то надо признать: конкуренция среди приложений огромна, а для продвижения многим отечественным компаниям не хватает бюджетов, и даже поддержка крупными компаниями небольших отечественных студий вряд ли сильно изменит ситуацию, констатирует Юдинцев. Он выделяет среди российских разработчиков с удачными проектами Playrix, Pixonic, ZeptoLab.
В Петербурге можно отметить компанию Nevosoft, ее сооснователь Павел Ряйкконен говорит, что рынок мобильных игр в РФ "все еще продолжает расти" (кстати, в Nevosoft долю мобильных игр на рынке РФ оценивают в 34%!): "Также есть тенденция развития мобильных веб–приложений — когда в мобильном браузере можно играть в полноценную игру". По словам Ряйкконена, инициативу Mail.Ru Group можно приветствовать, но для развития рынка этого мало.
В "Яндексе" на вопрос об интересе к играм сказали только, что через "Яндекс.Деньги" проходят платежи за игровой контент. В "Рамблере" не стали комментировать тему.
Онлайн–игры для ПК остаются самым востребованным продуктом для российских геймеров. В Азии мобильные игры явно превалируют, а у нас нет. Но вообще аудитории, использующие разные платформы для игр, сильно пересекаются. А примерно четверть геймеров использует все платформы сразу: и загружает на ПК, и в онлайне играет, и со смартфона, и через консоли. Сейчас много говорят об играх с виртуальной реальностью, проекты такие есть, но успешных — нет. Что касается всего рынка РФ — да, он дорастет до докризисных показателей в долларах, но какая будет доля рынка в мире — вот вопрос.
Егор Гурьев
основатель облачного игрового сервиса Playkey
В магазинах приложений AppStore, Google Play каждое пятое приложение — мобильная игра, а именно 22%. Но они дают в России 68% всей выручки от мобильных приложений, а в мире — больше 80%. И это еще без учета доходов от рекламы, встроенной в эти приложения. Сектор это большой и растущий. И очевидно, что в России его доля будет расти и приближаться к мировой. В 2016 году россияне 2,26 млрд раз загрузили мобильные игры. Так что, скорее всего, "Яндекс" и "Рамблер" вслед за Mail.ru Group будут двигаться на этот рынок. Глупо иметь такую большую команду разработчиков, деньги и не вкладываться в этот быстрорастущий сегмент.
Юрий Брюквин
гендиректор агентства "Рустелеком"